— Когда можно ожидать улучшения конъюнктуры мирового рынка металла?
— Думаю, уже в следующем году. Ситуация сложилась таким образом, что со второй половины 2011 и фактически до конца 2012 г. цены на прокат на мировых рынках снижались. Это было вызвано общим замедлением экономического развития.
Однако уже в этом году падение цен фактически прекратилось. С начала второго полугодия 2013 г. наблюдается улучшение экономической ситуации, в частности, положительная динамика в Европе и стабилизация темпов роста в Китае. Это дает основания уже в 2014 г. ожидать повышения спроса на сталь примерно на 3,1 % (против 2,5 % в 2013 г.). По оценкам экспертов, динамика цен на прокат в следующем году будет носить умеренно восходящий характер, что обеспечит 3‑6 %-е увеличение среднегодовых цен.
— Что могло измениться для украинских металлургических предприятий в случае подписания соглашения об ассоциации с Евросоюзом?
— Если бы это произошло, не следовало ждать наплыва проката в Украину из ЕС или резкого увеличения поставок из нашей страны в Евросоюз. В структуре украинского экспорта проката рынок ЕС уже занимает более 26 %. По данным ГП «Укрпромвнешэкспертиза», в этом году объемы продаж из Украины в ЕС составят 6,1 млн т против 4,9 млн т в 2012 г. В свою очередь продукция ЕС в структуре украинского импорта проката составляет около 20 %. Ее поставки увеличились примерно на 17 % по сравнению с 2012 г.
Улучшение мировой экономической ситуации, рост потребления металла в ЕС в 2014 г., а также возможное подписание соглашения об ассоциации с ЕС будет способствовать дальнейшему умеренному росту экспорта украинского проката. В более отдаленной перспективе возможны положительные изменения за счет притока инвестиций и развития потребления на внутреннем рынке Украины.
— Эксперты рынка металлургии ранее говорили, что украинские предприятия не в полной мере использовали свои возможности модернизировать мощности и поэтому не столь успешно могут конкурировать на внешних рынках. Есть ли шансы исправить ситуацию?
— Украинские производители сохраняют базовые конкурентные преимущества на внешних рынках, которые заключаются в наличии сырьевой базы и вертикальной интеграции, а также в удобной логистике для поставок продукции на емкие рынки ЕС, России, Турции, Ближнего Востока и Африки.
Также в последнее время на предприятиях отрасли был реализован ряд важных проектов, предусматривающих модернизацию доменного производства. Речь идет о внедрении технологии вдувания пылеугольного топлива, что способствует снижению себестоимости. Это достаточная база для того, чтобы, по крайней мере, поддерживать текущие конкурентные позиции на внешних рынках.
— Какой может быть ниша на мировом рынке для украинского металла? Возможна ли специализация, которая позволит отечественной металлургии выиграть?
— В связи с усилением конкуренции со стороны Китая на рынках Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока, а также благодаря реализации политики импортозамещения и развития собственной металлургии в странах-импортерах экспорт проката из Украины стабилизировался. Его объемы за последние пять лет остаются на уровне 23‑24 млн т. Очевидно, эта тенденция сохранится и в дальнейшем.
Нишевая специализация — это действительно слабое место отечественной металлургии, поскольку отрасли требуется модернизация сталеплавильного и прокатного оборудования. Однако ориентация на производство проката более высокого передела — действительно одно из перспективных направлений развития национального металлургического комплекса.
— Должно ли государство поддерживать металлургическую отрасль?
— Металлургическая отрасль занимает одно из ведущих мест в экономике Украины и естественно, что правительство будет уделять ей особое внимание. Практика поддержки своих производителей существует и в других странах. И на это указывают наши металлурги, обращаясь за поддержкой.
Так, в 2012 г. к правительству обратились украинские ферросплавные заводы, обеспокоенные существующим уровнем цены на электроэнергию на фоне общего спада в металлургии. Для них это принципиальный фактор, поскольку технологический процесс производства ферросплавов энергоемкий и доля электроэнергии в себестоимости продукции составляет более 30 %.
Для сохранения более 10 тыс. рабочих мест и улучшения ситуации в отрасли правительство в феврале 2013 г. подписало меморандум о взаимопонимании между Кабинетом министров и электрометаллургическими предприятиями. Документ был подписан с Запорожским и Стахановским ферросплавными заводами.
В соответствии с этим меморандумом правительство взяло на себя обязательство предоставить ряду ферросплавных заводов право покупки электрической энергии для технологических потребностей металлургического производства без уплаты надбавки. Это позволило в 2013 г. Запорожскому ферросплавному заводу восстановить производственную деятельность, что в свою очередь обеспечило и отчисления в бюджет. Кроме того, были сохранены рынки реализации продукции — основа для последующего наращивания объемов производства.
В настоящее время в соответствии с поручением Кабинета министров изучается возможность продления действующего меморандума на 2014 г. и присоединения к нему других предприятий.
— Какой поддержки от государства хотят металлургические предприятия и что власть готова предложить?
— Речь может идти только о способствовании государством проведению мероприятий по модернизации, внедрению лучших практик энергоэффективности на предприятиях. То есть это уже не те формы помощи, которые были в 1990‑х, когда государство тратило на предприятия бюджетные деньги или создавало им искусственные преференции по реализации продукции. Сейчас ведется поиск взаимовыгодных механизмов возможного роста: административных, законодательных и др. Мы должны говорить о создании каких‑то экономических и организационных стимулов, прежде всего не предусматривающих траты государственных денег, государственного финансирования. Но при этом инвестор должен получить сигнал, что ему будет комфортно работать в этой отрасли, что государство понимает важность этой отрасли.
— Будет ли продлено квотирование импорта коксующегося угля на 2014 г.? Какой позитивный эффект планируется достигнуть в случае введения квот?
— В 2013 г. квотирование угля введено в качестве чрезвычайной антикризисной меры, реакции на крайне тяжелую ситуацию в угледобывающей отрасли. По данным экспертов, на начало года, то есть на момент введения квотирования, на складах предприятий было сконцентрировано несколько миллионов тонн углей, в основном энергетических.
Однако значительную часть в профиците углей (в основном шахт государственной добычи) составляли и угли, которые могут быть использованы в металлургии. По этому Министерство энергетики и угольной промышленности вышло с инициативой ограничить импорт коксующихся углей в Украину. Надо сказать, что это происходило тогда, когда металлурги добровольно взяли на себя обязательства по размещению порядка 4 млн т угля отечественных шахт государственной формы собственности. То есть вводилась эта мера уже после того, как горно-металлургическим комплексом был сделан шаг навстречу угольщикам.
Закрепленный в 2013 г. размер квот — 10,2 млн т — должен был дать возможность ГМК сохранить объемы производства
Закрепленный в 2013 г. размер квот — 10,2 млн т — должен был дать возможность ГМК сохранить объемы производства. На сегодня в металлургическом переделе увеличилось количество установок пылеугольного вдувания топлива, снижающих на предприятиях ГМК потребление природного газа. В них может использоваться исключительно низкосернистый уголь, с содержанием серы менее 2,5 %, а лучше ниже 1,5 %. Это необходимо для того, чтобы сохранить эти дорогостоящие установки в надлежащем состоянии. К сожалению, таких углей в Украине исключительно мало — они не залегают в каменноугольных украинских бассейнах. Поэтому в конце года квоту пришлось увеличить еще на 1 млн т.
Некачественные угли были направлены на дополнительное снабжение энергетических мощностей, а качественные перераспределены для использования в коксохимическом производстве. Таким образом, в государстве была создана система антикризисного балансирования рынка углей. Как мне известно, по данным Министерства энергетики и угольной промышленности, на сегодняшний день остатков коксующихся углей на складах украинских шахт практически нет. Как говорят сами функционеры угольной отрасли, правительство сделало все возможное, для того, чтобы максимально разместить отечественные угли.
Я уверен, что нам удалось создать ту модель взаимоотношений между металлургами, угольщиками и энергетиками, которая позволяет в среднесрочной перспективе решить проблему с профицитом отечественных углей.
Существует целый ряд нареканий относительно системы квотирования и со стороны наших иностранных партнеров. Поэтому Минпромполитики провело совещание с представителями угольной и металлургической отрасли, где металлурги в очередной раз подтвердили свою готовность добровольно выбирать максимальное количество углей. Мы считаем, что на сегодняшний день кризис миновал, и, в принципе, можно будет попробовать вернуться к работе без формального административного ограничения импорта, позволив металлургам и угольщикам перейти снова в режим добровольных ограничений.
В то же время государство оставляет за собой возможность вернуться к административному регулированию рынка углей в том случае, если такие договоренности не будут достигнуты либо будут нарушаться. Поскольку каждая тонна угля — это рабочие места в регионах, где он добывается.
— На фоне усиления конкуренции на экспортных рынках, особенно со стороны Китая, какой объем производства стали прогнозируется в 2014 г. и в среднесрочной перспективе до 2017 г.?
— Нам пока не удается достичь показателей 2007 г. по производству стали. Последние четыре года объем сырой стали оставался на уровне 32‑35 млн т.
Что касается продажи за рубеж отечественного проката, то тут ситуация стабилизировалась. Объем экспорта за последние пять лет составил около 23‑24 млн т. Будем надеяться, что и в ближайшей перспективе эти показатели не уменьшатся. Таким образом, рост металлургического производства в Украине в последующие годы будет связан исключительно с внутренним рынком. Здесь действительно значительный потенциал, ведь изношенность металлофонда достаточно высока и существует потребность в обновлении и развитии отечественной инфраструктуры. По нашим оценкам, емкость рынка составляет 300 млн т проката. При активной государственной политике в этом направлении прирост внутреннего потребления до 2017 г. будет увеличен в несколько раз.
При отсутствии инвестиций инерционная модель обеспечит рост не более чем 6 % в год. Такая схема развития позволит в среднесрочной перспективе до 2017 г. нарастить выплавку стали лишь до 36,5‑37 млн т.
— Какой объем внутреннего потребления металлопродукции прогнозируется в 2014 г. и в 2017 г.? За счет чего будут достигнуты такие показатели?При отсутствии инвестиций, рост по инерционной модели не будет превышать 6 % в год. Такая схема развития позволит до 2017 года нарастить выплавку стали до 36,5‑37 млн тонн
— Рост внутреннего потребления может происходить по двум сценариям, которые я уже называл выше, — инвестиционному или инерционному. Каждый из них предполагает определенный рост потребления, но в разных объемах.
По данным ГП «Укрпромвнешэкспертиза», инерционный сценарий предполагает, что в случае отсутствия активного инвестирования в обновление инфраструктуры потребление стали в 2014 г. поднимется на 4 % — до 8 млн т. Такой показатель станет возможным благодаря увеличению заказов от машиностроительной и строительной отраслей, росту производства труб, улучшению инвестиционного климата в государстве за счет подписания соглашения об ассоциации с ЕС, а также ослаблению политической напряженности с Россией. Этот же сценарий допускает, что в 2015‑2017 гг. рост может достичь 5‑7 % в год, а объем потребления — 9,5 млн т.
Показатели могут быть существенно выше, если будет активное инвестирование в модернизацию производственных фондов и инфраструктуру в государстве, в частности, в строительство социального жилья для населения, проведение капитального ремонта дорог, обновление подвижного состава и железнодорожных путей, обновление инфраструктуры ЖКХ. Ведь реализация вышеупомянутых проектов создаст дополнительную потребность в прокате. При активном инвестировании государством в реализацию данных проектов и привлечении иностранных инвесторов в рамках государственно-частного партнерства темпы роста внутреннего потребления могут увеличиться до 25 % ежегодно и составить в 2017 г. 15,5 млн т.