Основная причина — Министерство экономического развития и торговли не смогло принять все необходимые подзаконные акты.
Предполагалось, что запуск электронных госзакупок сделает механизм расходов государственных средств более прозрачным и снизит уровень коррупции в этом сегменте.
Смутные требования
Одно из необходимых предписаний — порядок проведения отбора электронных площадок — Минэкономразвития обнародовало на текущей неделе. Это уже не первая попытка министерства разработать соответствующую норму.
Напомним, летом этого года была обнародована первая версия документа. Нынешняя редакция практически не отличается от предыдущей, внесены лишь точечные технические правки.
Согласно документу, Минэкономразвития предлагает создать спецкомиссию из пяти человек, которая будет заниматься отбором участников. Конкурс рекомендуется проводить не менее одного раза в три года и при наличии не менее трех конкурсных заявок. Для участия в конкурсе операторы должны иметь свидетельство о госрегистрации, необходимую материально-техническую базу, штат и финансовый ресурс. В конкурсе не смогут участвовать компании, которые находятся в процессе ликвидации или банкротства.
Эксперты отмечают: проблемы, связанные с реализацией этого нормативного акта, в новой версии не исчезли. «В частности, проект постановления Кабинета министров все также содержит норму о том, что IT-платформа электронной площадки должна обеспечивать быструю работу при одновременном обращении более пяти тысяч конкурентных пользователей», — поясняет директор B2B-Center (Украина) Марина Макарова.
5 млрд гривен планирует сэкономить государство на проведении аукционов по госзакупкам с помощью электронных торгов
По ее словам, детализация этой нормы помогла бы операторам электронных торговых площадок выстроить систему в соответствии с требованиями, тогда как общая формулировка оставляет вариации для технического исполнения.
Ранее руководитель биржевого комитета Украинской энергетической биржи Игорь Кучеренко назвал прописанные в порядке МЭРТ требования достаточно жесткими, уточнив, что из почти 550 товарных бирж только 10 более или менее соответствуют им. По его словам, о готовности заниматься электронными госзакупками в Украине уже заявляли такие крупные торговые площадки, как фондовая биржа «Перспектива» и государственная Аграрная биржа.
Пробелы в законодательстве
По словам главы правления «Transparency International Украина» Андрея Марусова, чтобы система электронных госзакупок заработала в полной мере, правительству необходимо принять еще порядка 10 подзаконных актов. Однако даже если удастся полностью подготовить нормативную базу, внедрить этот механизм на практике все равно будет сложно.
«Даже если все документы будут приняты, у правительства останется очень серьезная проблема: заказчики не готовы использовать электронную систему, потому что у них до сих пор нет четкой информации о том, где они могут получить электронную цифровую подпись. Ее наличие — одно из требований к электронным площадкам», — говорит он.
«Еще весной этого года речь шла о том, что цифровую подпись можно будет бесплатно получить в органах государственной казначейской службы. Однако с тех пор необходимая нормативная база так и не появилась», — отметил эксперт.
Отсутствие правил получения электронной подписи — не единственный пробел в законодательстве, регулирующем электронные госзакупки. По словам Макаровой, не хватает также закона, который регламентировал бы деятельность самих электронных площадок.
«Сейчас не существует нормативного акта, который бы устанавливал требования к операторам рынка электронных торгов. Возможно, закон «Об электронной коммерции» заполнит существующие на сегодняшний день пробелы», — допускает она.
О том, сколько времени потребуется на разработку необходимых законодательных актов, в Минэкономразвития пока не говорят. Как сообщил директор департамента госзакупок и госзаказа МЭРТ Андрей Рубан, обнародованный министерством порядок отбора будет находиться на всеобщем обсуждении месяц. Следующий этап — корректировка в соответствии с результатами обсуждения и рассмотрение на заседании Кабмина.