Министр курортов и туризма Автономной республики Крым Александр Лиев сообщил, что за 11 месяцев нынешнего года полуостров посетило 5 млн 830 тыс. отдыхающих, что на 210 тыс. меньше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом уменьшение потока не сказалось на сумме налоговых сборов — за 11 месяцев в бюджет поступило 541,9 млн грн, с января по декабрь 2012 года — 436 млн грн. «Увеличение суммы налоговых сборов в период снижения турпотока свидетельствует о том, что большинство туристов останавливалось именно в налогооблагаемом секторе — в здравницах и пансионатах»,— пояснил господин Лиев.
По мнению заместителя директора по внутреннему туризму компании «Пан Укрейн» Людмилы Прус, количество туристов уменьшилось из-за неблагоприятных погодных условий. «Если в прошлом году туристы купались до ноября, то в этом году погода ухудшилась уже в сентябре»,— отметила госпожа Прус. Президент группы компаний Kandagar Борис Зелинский выделил гораздо более глубокие проблемы — снижение покупательской способности граждан России, Украины и Белоруссии, а также конкуренция со стороны средиземноморских курортов.
«В этом году не все могли себе позволить такой отдых, а те, кто мог, поехали отдыхать за границу»,— поясняет Борис Зелинский. Директор туристического агентства «Лайнер» Эскендер Ганиев также отметил, что цены на отдых в Крыму неконкурентоспособны. «За $100 в сутки можно остановиться в четырех-пятизвездном отеле в Турции, Болгарии или Греции с питанием по системе „все включено“, в Крыму же за эту сумму — в четырех-пятизвездном отеле в лучшем случае с завтраком, однако у этого отеля не будет собственного пляжа»,— добавляет господин Ганиев. Негативным фактором также является низкий уровень сервиса в гостиничном хозяйстве Крыма. «Наша отельная база не отвечает современным требованиям»,— отметил господин Зелинский.
Мнения экспертов относительно дальнейших перспектив туризма в Крыму разошлись. Борис Зелинский прогнозирует дальнейшее сокращение туристического потока. «Многие россияне выберут курорты Краснодарского края и Абхазии, потому что государство выделяет крупные суммы на развитие инфраструктуры»,— добавляет он. Но, по мнению господина Ганиева, увеличение количества отдыхающих возможно только при проведении совместных действий как со стороны власти — принятие государственной программы целевого финансирования, так и со стороны представителей бизнеса — улучшение инфраструктуры принимающей стороны.
Людмила Прус отмечает, что в этом году туристическая инфраструктура Крыма улучшилась — многие отели стали работать круглогодично, ввели новые услуги для туристов и повысили сервис. «Были проведены активные промо-кампании курортов Крыма, которые дали свои результаты,— за этот год было больше туристов, приезжающих на отдых в весенние и осенние месяцы. Это дает основания прогнозировать увеличение турпотока в следующем году при благоприятной погоде»,— говорит госпожа Прус. Пресс-секретарь Министерства курортов и туризма АР Крым Галина Амарандо также отметила, что количество туристов, отдыхающих в межсезонье, увеличилось за счет целенаправленной политики Министерства курортов и туризма, направленной на рекламу оздоровительных возможностей крымских курортов. В этом году количество отдыхающих, посетивших Крым весной и осенью, больше, чем в прошлом. Интерес к такому виду туризма лучше всего проявляется в межсезонье.