Как говорится в официальном сообщении на сайте международной организации, украинская делегация уведомила об этом Орган по разрешению споров (DSB).
Как сообщалось, Япония в конце октября инициировала консультации с Украиной по поводу введенных весной этого года ограничений импорта легковых автомобилей. По мнению Токио, эти меры были введены вразрез с положениями Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) и Соглашением ВТО о защитных мерах. Японские власти считают, что у Киева отсутствовали достаточные основания для введения таких ограничений (увеличение импорта, серьезный ущерб для отечественной промышленности, причинно-следственные связи). Помимо того, по мнению Токио, были нарушены процедурные требования при введении защитных мер.
Правила ВТО отводят участникам спора 60 дней на решение спорного вопроса в режиме консультаций. В случае их неудачи инициаторам предоставляется право потребовать от DSB (генеральный совет ВТО, но со своим председателем) в 45-дневный срок формирования третейской группы (3-5 человек), которой дается полгода на составление отчета сторонам и еще три недели — участникам ВТО. В случае отсутствия апелляции DSB принимает решение в 60-дневный срок, в таком случае вся процедура занимает около года, а апелляция увеличивает его еще примерно на 3 месяца.
В Украине с 14 апреля введены специальные пошлины на импорт новых легковых автомобилей объемом бензинового двигателя 1000-1500 куб. см в размере 6,46% и 1500-2200 куб. см — 12,95% вне зависимости от страны происхождения и экспорта.
О своей обеспокоенности таким решением, принятым без консультаций с заинтересованными странами, заявили также США, Южная Корея, Турция и Россия.
При этом Турция в качестве ответной меры ввела дополнительную пошлину в 23% на импорт украинских очищенных и неочищенных грецких орехов в рамках статьи 8.2 Соглашения о защитных мерах ВТО, которая разрешает вводить компенсационные пошлины за нарушение требований этой организации о проведении консультаций с заинтересованными странами перед введением защитных мер. Согласно данным Bloomberg BNA, это был первый случай применения этой статьи в истории ВТО. Турция уточняла, что импорт украинских орехов в 2012 году составил $26,7 млн, что выводит на суммарные пошлины $6,1 млн — это полностью соответствует сумме пошлин на импорт турецких автомобилей, который в прошлом году был равен $55 млн.
Помимо того, Россия 9 июля уведомила о планах введения подобных ответных пошлин на импорт из Украины шоколада и шоколадных изделий, флоат-стекла и угля. Москва оценила ущерб от введенных пошлин на импорт автомобилей в $36,12 млн ежегодно, так как их импорт в прошлом году составил $327,63 млн.
Россия, в частности, намерена обложить дополнительной пошлиной в EUR0,1 за кг украинский импорт шоколада (поставки в 2012 году — 103,87 тыс. тонн) и кондитерских изделия из сахара и их заменители, изготовленные из заменяющих сахар продуктов, содержащие какао (2 тыс. тонн). Это должно принести дополнительно $13,4 млн.