На сегодняшний день долги потребителей перед "

Валентин Землянский, эксперт по вопросам энергетики, считает, что тарифы на газ для населения повышать нужно. Но не просто повышать, а с одновременным реформированием ЖКХ: «Необходимо повысить эффективность энергопотребления, уменьшить количество потерь, иначе деньги и дальше будут улетать в трубу».

Говоря о необходимости пересмотра тарифов, эксперт указывает на пример России, где тарифы повышаются ежегодно на 15%, что дает домашним хозяйствам возможность постепенно адаптироваться. «У нас сложилась парадоксальная ситуация, когда украинские потребители платят за газ меньше, чем российские», — отмечает эксперт. Как и представители МВФ, он уверен: прямые государственные субсидии должны заменить программы помощи для самых незащищенных слоев населения. Вот только без повышения энергоэффективности незащищенных будет 90%.

Фиксация заработной платы

Заявление об этом требовании звучит особенно угрожающе. Но на самом деле прямых требований МВФ на этот счет нет. По словам Павла Розенко, эксперта центра Разумкова, есть обязательства Украины сократить бюджетные траты, а каким путем их сокращать — решать нашему правительству. «Азаров решил манипулировать этими данными. Снижение минимальных зарплат просто нелогично — если снизятся зарплаты, то упадут и поступления в Пенсионный фонд, который и так дефицитный», — объясняет эксперт.

Предложения МВФ касались прежде всего урезания расходов на содержание госаппарата. Как писало Delo.UA, на содержание ВР в 2013 году ушло 850 млн гривен, Администрации президента — 1,134 млрд гривен, Кабмина — 325 млн. Если посчитать расходы на все министерства и другие ведомства, сумма окажется и вовсе космической. У нас в стране существует запутанная система госорганов, на которую работает многотысячная армия чиновников. Каждую из составляющих обслуживает еще ряд компаний по предоставлению всевозможных услуг и тысячи «фирм-присосок». Эта громоздкая система, которая досталась нам в наследство от СССР, лежит на плечах налогоплательщиков. И этих же налогоплательщиков вынуждает тратить время и деньги на получение справок и разрешений.

То, чего от нас на самом деле ждут — это дерегуляция, которая не только разгрузит бюджет, но и сделает страну привлекательной для бизнеса, избавив его от вечного бюрократического кошмара.

Аграрии и НДС

Еще одно невыполнимое требование МВФ, по словам Азарова — лишение сельхозсектора налоговых льгот. Так, с 1 января 2014 года заканчивается льготный режим НДС для аграриев. Миндоходов предлагает продлить его до 2016 года, а МВФ — отменить. Украинская зерновая ассоциация и Минагрополитики, напомним, выступили против продления нормы, так как невозврат НДС при экспорте зерна является, на их взгляд, скрытой пошлиной. По подсчетам УЗА, украинские экспортеры потеряли около 10 млрд гривен из-за этой нормы. Кроме того, невозврат НДС снижает закупочные цены внутри страны.

По словам Леонида Козаченко, главы совета предпринимателей при Кабмине, боятся отмены льгот прежде всего трейдеры. И то по одной причине — они не верят, что НДС на общих основаниях будут возмещать: «Раньше, чтобы получить компенсацию, они годами ходили в налоговую. И не просто ходили — мешки за собой носили». Для того чтобы все работало, нужна не нулевая ставка, а эффективный механизм автоматического возмещения, который показал себя в ЕС.

За что война?

Получается, что озвученные Азаровым «жесткие требования» нужны прежде всего не МВФ, а нам. То же самое можно сказать и о других рекомендациях фонда — например, о госвекселях и гибкости курса гривны.

Государственными финансовыми векселями решили возмещать НДС и рассчитываться с местными бюджетами, которые, в свою очередь, должны рассчитаться с «Нафтогазом». МВФ не одобрил идею, Азаров — возмутился. Но НАКу нужно рассчитываться за российский газ, а бизнесу нужны живые инфляцию и создавать иллюзию стабильности, которую в народе символизирует гривна.

И это притом, что эксперты не ожидают мгновенной НБУ перестанет силой удерживать курс. По разным оценкам, гривня может снизиться на 10-15%. В Нацбанке пугают, что девальвация вызовет панику среди населения и рост спроса на валюту. Однако, во-первых, никто не требует резких движений — пока речь идет об увеличении коридора колебания курса; во-вторых — доходность депозитов в гривне на сегодняшний день способна удержать панически настроенных граждан от порыва их снимать и обменивать.

Как и в вопросе с тарифами для населения, ситуация с гривной требует принятия болезненного, но полезного в долгосрочной перспективе решения. Фактически, МВФ предложил реальный способ выхода из тупика, в который мы себя загнали, согласившись при этом помочь с реализацией. Но выходит, что правительство готово жертвовать экономическим здоровьем государства ради того, чтобы избежать каких-либо потрясений, тем более в преддверии президентских выборов. Поэтому сейчас единственное стремление Азарова — это найти источники внешнего финансирования, которые позволят еще год спускать бюджетные деньги на поддержание иллюзии «покращення».

Мария Стасенко