С точки зрения банка, испорченная кредитная история означает, что у клиента за последние 5 лет были кредиты и по ним были просрочки. Причем «портит» кредитную историю только просрочка свыше 7 дней. Кроме того, часто имеет значение сумма просрочки. Ведь во многих банках на просрочке по кредитным картам остаются копейки, которые списались с клиента в конце месяца после полного погашения задолженности и не были погашены до конца. Часто клиенты об этом не знают, а банки не принимают меры для борьбы с такой просрочкой. Такая просрочка может висеть годами, но банки, как правило, не принимают ее во внимание.
Если решение по кредиту принимается индивидуально на кредитном комитете, как это бывает при ипотечном или автокредитовании, обычно информация про просрочки в прошлом выносится на обсуждение. И если находится уважительная причина, объясняющая, почему возникла просрочка, ее (просрочку) не принимают во внимание.
Если решение по кредиту принимается скоринговой системой, как это бывает при выдаче потребительских кредитов и кредитных карт, индивидуальный подход невозможен. Программное обеспечение воспринимает информацию от Бюро кредитных историй строго однозначно. Например, если у клиента была хоть одна просрочка больше 7-ми дней в сумме больше 50 грн, кредитная история расценивается как «плохая» и в кредите такому клиенту отказывают.
Впрочем, это не значит, что клиент с испорченной кредитной историей не может получить кредит. Есть банки, которые предлагают заемщикам других банков перекредитоваться у них. Такие программы часто очень лояльны к клиентам, допустившим просрочки. В рамках таких продуктов клиенту предлагают кредит, за счет которого он гасит задолженность перед другими банками и переходит на постоянное сотрудничество с этим банком. При этом клиенту предлагается больший срок, чтобы уменьшить нагрузку по ежемесячным платежам.
Кроме того, существует вероятность, что банк просто не обнаружит информацию об испорченной кредитной истории. В Украине работает три бюро кредитных историй, которые даже совокупно обладают информацией далеко не по всем крупным банкам и, конечно, не за все годы.
В любом случае, у клиента есть право обратиться в бюро и запросить информацию о себе. В случае, если она окажется негативной, можно попробовать потребовать ее исключить. Такое право предусмотрено законом.