1. Налог на добавленную стоимость (НДС)

Новый налоговый год должен был начаться с выполнения одного из главных обещаний Налогового кодекса — снижение ставки НДС до 17% и снижения ставки налога на прибыль до 16%. Однако, как стало известно, в заключительных положениях проекта закона о госбюджете на 2014 год внесена отсрочка запланированного понижения ставок. Хотя, исходя из того, что проекта бюджета в парламенте все еще нет, делать выводы о ставке НДС на следующий год бизнесу рано.

2. Упрощение процедуры постановки на учет предприятий

Следующей потенциальной задачей является дальнейшее упрощение процедуры регистрации бизнеса. 8 ноября Президент Янукович подписал закон №2054а «О внесении изменений в НКУ по учету и регистрации налогоплательщиков», который вступает в силу с 1 января 2014 года.

Закон призван продолжить тенденцию упрощения регистрации, которая начала действовать с 1 июля 2013 года, когда из цепочки оформления бизнеса исчезли работники районных администраций. В частности, документ предусматривает сокращение сроков предоставления банками информации об открытии текущих счетов в органы Миндоходов и получения обратного ответа о постановке на учет или об отказе в постановке на учет. Также планируется аккумулирование информации о пребывании на учете субъектов в налоговых органах и о регистрации в качестве плательщика НДС или плательщика единого налога на одном веб-сайте. Закон также отменяет необходимость получения свидетельства о регистрации плательщика НДС и единого налога — его заменит выписка из Единого госреестра. Ее можно будет получить бесплатно в течение двух дней.

3. Регистратор расчетных операций (РРО)

В 2014 году не останутся без внимания также безналичные расчеты. Миндоходов и Минфин уже давно поставили перед собой цель перевести максимум расчетов в электронную форму. Так, с сентября 2013 года НБУ ограничил предельную сумму для операций с наличностью (150 тыс. гривен). А с октября за отказ принять у потребителя к оплате платежную карту предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере от 100 до 200 необлагаемых минимумов.

Штрафные санкции с 1 января 2014 года начнут применяться также за непредоставление в налоговые органы контрольно-отчетной информации РРО в электронной форме в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Почвой для этого стал приказ Миндоходов от 1 октября 2013 года №522 об исключении из Государственного реестра РРО модели РРО, которые не обеспечивают электронную передачу контрольно-отчетной информации в органы МДС. Это значит, что предприниматели должны использовать новые или переоснащать имеющиеся РРО (присоединив к ним модем) так, чтобы они могли передавать информацию в налоговые органы.

Как известно, все субъекты хозяйствования, осуществляющие расчетные операции в наличной и/или в безналичной форме при продаже товаров (предоставлении услуг) в сфере торговли, общественного питания и услуг обязаны применять регистраторы расчетных операций, которые должны быть включены в Государственный реестр.

На данном этапе как налогоплательщики, так и региональные органы Миндоходов могут столкнуться с проблемой обеспечения необходимым количеством аппаратов с установленными параметрами. Но поскольку налоговики сами заинтересованы в налаживании процесса установки РРО, вероятно эти вопросы будут оперативно решаться.

4. Электронный кабинет налогоплательщика + электронная отчетность

С нового года на всю свою мощь заработает «Электронный кабинет налогоплательщика» — система, которая дает возможность подавать налоговую отчетность в режиме реального времени. Потенциальные возможности нового электронного сервиса веб-портала позволят, кроме того, просматривать данные о состоянии расчетов с бюджетом, формировать и заполнять платежные документы об уплате налогов и осуществлять уплату налогов.

В поддержку данной идеи с 1 ноября 2013 Аккредитованный центр сертификации ключей (АЦСК) Министерства доходов начал формирование усиленных сертификатов ключей. Сертификаты будут выдаваться бесплатно и иметь срок действия до двух лет. Но стоит заметить, что до этого бесплатные сервисы для подачи отчетности работали не идеально, прежде всего из-за нестабильности серверов Миндоходов.

5. Первый отчет о трудоустройстве незащищенных слоев населения

С 1 января 2013 года вступил в силу Закон Украины «О занятости населения», который устанавливает квоту 5% по трудоустройству социально незащищенных слоев населения для предприятий со штатной численностью 20 и более человек. При этом работодатели должны самостоятельно контролировать выполнение данной нормы и подавать в территориальные органы Миндоходов отчет о принятии необходимого количества работников установленных категорий (молодежь без опыта работы, дети-сироты, бывшие заключенные, родители детей-инвалидов, лица предпенсионного возраста и др.) Первый отчет работодатели будут подавать за 2013 год, предельный срок подачи — 1 февраля 2014 года. Штраф за безосновательный отказ в трудоустройстве незащищенных слоев населения составляет 2 минимальные заработные платы на момент выявления нарушения.

И, как бонус: трансфертное ценообразование

До 1 сентября 2014 года бизнесу предоставлен переходной период для адаптации к нормам закона о трансфертном ценообразовании, который вступил в силу 1 сентября 2013 года. Это значит, что если в ходе проверки будут обнаружены нарушения, сумма начисленного штрафа будет составлять 1 гривню, но только до 1 сентября 2014 года. Кроме того, отсрочка не касается ответственности за непредоставление отчетности (штраф — 5% от суммы операции) и необходимой документации (100 минимальных зарплат) по контролируемым операциям.

В целом можно сказать, что Министерство доходов продолжает подгонять нормы налогового законодательства к европейским стандартам и переводить операции в электронную форму. В теории, все это должно сделать жизнь плательщиков проще. Как будет на практике — увидим.

Минсоцполитики, в свою очередь, наоборот, создает сложности, и, судя по всему, от этого ведомства можно будет ожидать новых инициатив в следующем году. Идея переложить проблему безработицы на плечи работодателей, воплощенная в 2013 году, может иметь продолжение, и хорошо, если оно будет в виде налоговых льгот.