По определению FSB, теневая банковская деятельность — это система кредитного посредничества финансовых институтов вне рамок регулируемой банковской системы. В связи с этим объем теневого банкинга оценивается на основе активов небанковских кредитных организаций. Исследование FSB затрагивает 25 юрисдикций и еврозону в целом (всего 42 страны), в результате чего охват мониторинга составил 80% мирового ВВП и около 90% активов мировой финансовой системы.
«Кредитное посредничество через небанковские каналы может иметь важные преимущества и способствовать развитию реального сектора экономики. Но также это может стать источником системного риска, особенно если они структурно организованы для осуществления банковских функций и когда их взаимосвязь с обычной банковской системой сильна», — поясняют авторы доклада. То есть термин «теневой» не означает неофициальный или незаконный статус субъектов этого сектора. Речь идет об альтернативном характере их функционирования в сравнении с более жестко контролируемым и потому подверженным меньшим рискам банковским сегментом.
Если в мире на банки приходится около 47% финансовых активов, на пенсионные и страховые фонды, центробанки и государственные финансовые институты — в совокупности около 30%, то на теневой банкинг — 24% от объема глобальный финансовых активов и 117% ВВП 42 изучаемых стран. В 2002 г. его доля в ВВП составляла 87%, накануне кризиса в 2007 г. — 124%.
По структуре наибольшая доля теневого банкинга приходится на паевые инвестиционные фонды (15%), фонды облигаций (12%), на брокерско-дилерский сектор (12%), структурированные (гибридные) финансовые инструменты (8%, в США — 35%), финансовые компании (8%), фонды денежного рынка (6%) и др.
На США и ЕС приходится 68% мирового теневого банкинга. При этом в США теневой банкинг уже превышает по своей доле в финансовых активах банковский сектор (37% против 25%).
В Индии, Турции, Индонезии, Аргентине, России и Саудовской Аравии доля теневого банкинга пока остается относительно небольшой (меньше 20% ВВП). Тем не менее этот сектор продолжает быстро расти. Во многих развивающихся странах доля активов таких организаций в финансовой системе увеличивается и уже превысила в 2012 г. отметку в 20%.
По словам руководителя комитета по оценке угроз в составе FSB Огюстена Карстенса, увеличивать регулирование банков недостаточно, чтобы справиться с вызванными кризисом слабостями финансовой системы.
«Теневой банкинг продолжает адаптироваться и меняться, и ежегодный мониторинг ставит целью минимизировать новые риски для финансовой системы», — сообщил Карстенс.
Совет по финансовой стабильности был создан в апреле 2009 г. странами «группы двадцати» и Еврокомиссией на базе форума финансовой стабильности. Штаб-квартира организации находится в Базеле.