Дарья Ганич
 

Общий порядок оплаты предоставляемых населению Украины жилищно-коммунальных услуг устанавливается законом Украины «Про жилищно-коммунальные услуги» от 24.06. 2004 года. Данным законом определяется, что пеня, то есть санкция за неоплату услуг, оплачивается в определенных законом или договором размерах. По состоянию на октябрь 2013 года размер пени не установлен законодательно, хотя Кабинет Министров Украины и народные депутаты неоднократно подавали законопроекты об установлении таковой. Одновременно существует весомый момент, который гласит, что санкция может устанавливаться исключительно договором либо законом, но не подзаконными актами органов государственной власти.

На данный момент в обществе действует негласный принцип, согласно которому  изменения законодательства на тему штрафных санкций должны сопровождаться выплатой всей существующей задолженности государства перед населением Украины. Если новые изменения предусматривают обложение граждан денежными обязательствами, то государство должно в первую очередь само исполнить свои обязанности по выплате заработной и иной платы.

Несмотря на неопределение размера денежных  санкций  за несвоевременную оплату жилищно-коммунальных услуг необходимо брать во внимание, что это не лишает жилищно-коммунальные службы возможности полного умышленного лишения Вас данного сервиса.

Дмитрий Джулай
 

Советует старший юрист юридической фирмы «Гвоздий и Оберкович» Дмитрий Джулай:

Обязанность по оплате предоставляемых коммунальных услуг (водо-, тепло- и газоснабжение, электроэнергия, содержание и эксплуатация жилья та придомовых территорий, уборка мусора, обслуживание лифтов) прямо закреплена Законом Украины «О жилищно-коммунальных услугах» и действующим Жилищным кодексом.  Законом также установлено, что предоставление таких услуг и их оплата производится исключительно на основании договора.  Субъектами оплаты являются потребители услуг – собственник, наниматель жилья, зарегистрированные члены его семьи.

В случае неуплаты потребителем за предоставленные услуги за установленный договором промежуток времени (как правило три месяца), к неплательщику применяются санкции, установленные договором и законом.

Поставщики услуг могут прекратить их предоставление злостным неплательщикам. И хотя для надлежащего законодательного обоснования данное право должно быть предусмотрено договором и об этом необходимо предупреждать заранее, предоставляющие услуги предприятия не уделяют этому особого внимания. Конечно, далеко не всегда существует реальная техническая возможность прекращения оказания коммунальных услуг конкретному лицу, не причиняя неудобств живущим по соседству потребителям, что в частности это касается жителей многоквартирных домов. 

Однако прекращение услуги не является окончательной санкцией, ведь задолженность по оплате уже существует и никуда не денется.

Предприятие-поставщик имеет право обращения в суд за взысканием с должника необходимой суммы.  Для данной категории судебных дел ст. 96 ЦПК Украины предусмотрен упрощенный порядок рассмотрения – приказное производство. Это значит, что вопрос взыскания средств с должника решается без вызова в суд и проведения судебного заседания. Однако должник обязательно узнает о принятом решении (судебном приказе) до начала процесса исполнения, т.к. процессуальным законом установлена обязанность суда направить  должнику его копию. В случае получения подобного документа, лицу необходимо немедленно обратится к юристу для определения порядка дальнейших действий, подготовки соответствующих заявлений.

Следует учитывать, что в случае доведения дела до суда, поставщик услуг имеет предусмотренное законом право взыскать с неплательщика задолженность с учётом индекса инфляции, трех процентов годовых и судебного сбора, что значительно увеличит окончательную сумму погашения.

Если же плательщик уклоняется и от исполнения принятого в отношении него судебного решения, наступает очередь исполнительного производства, где кроме всего перечисленного к сумме задолженности также прибавится исполнительный сбор. Государственный исполнитель наделён широким спектром полномочий, среди которых в частности право на ежемесячные отчисления с заработной платы, арест, конфискация и реализация имущества должника.

На практике случаи подобного завершения исполнительного производства по данной категории дел встречаются крайне редко по причине своевременного добровольного погашения суммы задолженности, либо по причине отсутствия у потребителя коммунальных услуг какого-либо имущества и официального места работы. Однако если потребитель услуг все же является собственником жилья, в которое они (услуги) поставляются, либо другого недвижимого или движимого имущества следует учесть, что игнорирование задолженности по оплате коммунальных услуг, в конечном счёте, может привести к принудительной реализации имущества с прилюдных торгов по цене гораздо ниже рыночной.