Спустя 15 месяцев стало ясно: это слишком непростая задача. Четыре банка и брокер уже уплатили более $ 3,5 млрд штрафа только в связи с LIBOR, другие наказания еще ожидаются. Подтасовка ставок задокументирована на трех континентах. В Сингапуре, Нью-Йорке и Лондоне трейдеры были пойманы на электронной переписке, где открыто обсуждались попытки повлиять на ежедневный процесс определения ставок, чтобы заработать на деривативах.
Это нарушение не было сосредоточено исключительно в крупных инвестиционных банках. Например, Rabobank, созданный на основе нидерландского фермерского кооператива, уплатил на этой неделе $ 3,5 млрд штрафа (это второе по величине наказание на данный момент) и потерял своего генерального директора.
Более $ 3,5 млрд уплатили четыре банка и брокер только в связи с манипуляциями с LIBOR, другие наказания еще ожидаютсяТем временем попытки заменить LIBOR ставкой, основанной на транзакциях, которая меньше допускала бы манипуляции, пока не столь успешны. Это связано с тремя проблемами. Первая была известна сразу: держатели многочисленных контрактов LIBOR, включая 30‑летние ипотеки на недвижимость, неохотно принимают новую ставку, которая может изменить их положение.
Во-вторых, рынок межбанковских заимствований остается настолько бесплодным, что количество транзакций не позволяет привязать к ним новую ставку. Третья причина всплыла на этой неделе — основанные на транзакциях ставки могут и не решить эту проблему.
Несколько крупнейших в мире банков — включая некоторых игроков LIBOR — подтвердили, что сотрудничают с общемировым расследованием в связи с манипуляциями со ставками курсов валют. Сотрудники Barclays, Royal Bank of Scotland, JPMorgan Chase и Citigroup отправлены в отпуск, а несколько других финструктур подвергаются международной проверке.
Регуляторам велено сосредоточиться на обмене мгновенными сообщениями между трейдерами разных банков. Хотя расследование еще на самой ранней стадии, то, что уже обнаружено, напоминает первые дни все еще длящегося скандала вокруг LIBOR.
Однако в этот раз скандал нельзя списать на опросы или недостаток системы торговли. Рынки иностранной валюты — одни из самых ликвидных в мире, и расследуемые ставки основаны на фактических транзакциях, совершенных в определенные периоды.
Если определение ставок не может быть спроектировано так, чтобы избежать манипуляций, что делать регуляторам? Швейцарцы на этой неделе подсказали ответ, когда UBS сообщил, что ему приказали увеличить на 50 % имеющийся капитал в связи с судебным процессом, проверкой соответствия требованиям и операционными рисками. Глобальные регуляторы мыслят почти так же — Базельский комитет по банковскому надзору предостерег в прошлом году, что подумывает о повышении требований к капиталу в этой сфере по всему миру.
Если взглянуть на развитие событий с оптимистической точки зрения, регуляторы используют «кнут» — более высокие требования к капиталу, — чтобы заставить финучреждения серьезнее относиться к своим обязанностям. Власти смотрят через наполовину пустой стакан, а это значит, что они признали поражение.
По сути, регуляторы как бы говорят, что если у них не получится изменить ситуацию и предпринять какие‑либо меры, они как минимум обеспечат банкам достаточно наличных, чтобы финструктуры смогли выплатить по судебным искам и штрафам, которые неизбежно последуют.