С 29 октября Регистр сертификации на федеральном железнодорожном транспорте РФ (РСФЖТ) возобновил действие сертификата на полувагоны «Азовобщемаша» из шести остановленных сертификатов. Это последний на сегодняшний день возобновленный сертификат украинских предприятий, без которого отечественные заводы не могут торговать в РФ. 23 октября Регистр возобновил сертификаты на цистерны для пропана и бутана «Азовобщемаша», а также восемь сертификатов на вагоны Крюковского вагоностроительного завода (КВСЗ). Напомним, 25 сентября Регистр приостановил действие 13 сертификатов на вагоны предприятия, а 2 октября — девять сертификатов «Днепровагонмаша». Поставки продукции Стахановского вагоностроительного завода (СВЗ) напрямую не ограничивали, но РФ запретила с 18 сентября использование чешского литья предприятий SCB Foundry и CKD Kutna Hora, которые связаны с владельцем СВЗ Константином Жеваго. В РСФЖТ вчера не удалось получить комментариев, на звонки руководители ведомства не отвечали. Также отказались от комментариев в «Азовобщемаше».
Как рассказал вчера близкий к наблюдательному совету КВСЗ, предприятию пришлось пойти на определенные уступки: «Представители контроля качества вагонов РФ провели экспертизу и сразу вернули нам восемь сертификатов, так как на них стояло украинское, российское литье, а претензии были по китайскому литью». По словам собеседника, если раньше российская сторона настаивала на замене литья в вагонах, количество которых измерялось сотнями, то сейчас это всего лишь небольшая партия.
Собеседник уточнил, что при аварии поезда в Поволжье, которая якобы произошла по вине КВСЗ, первой сломалась боковая рама российского производителя, а уже потом вагоны КВСЗ, на которых были установлены комплекты китайского литья. Это литье проходило процедуру новой сертификации и на момент продажи вагонов в 2010 году не имело разрешения в РФ, но эта продукция была разрешена в Украине. Однако по срокам сертификации в РФ были несовпадения на два-три месяца.
«Согласно межгосударственному соглашению по торговле, украинский завод продавал продукцию без нарушений, а если исходить из внутренних положений российских железных дорог, то без сертификата в РФ товар нельзя реализовывать»,— сетует представитель КВСЗ.
По его данным, действие оставшихся пяти сертификатов будет восстановлено в ноябре. В Регистре получить комментарии вчера не удалось.
СВЗ пришлось существенно сократить поставки вагонов в Россию из-за смены производителя литья. По словам председателя правления СВЗ Виталия Касинова, завод сейчас работает с другим литьем и поставляет не менее 100 вагонов в месяц, то есть в два раза меньше, чем до запрета.
«Днепровагонмаш» остается единственным из крупных предприятий, которому пока еще не дают допуска на российский рынок. Заместитель генконструктора предприятия Инна Слюсар рассказала, что РФ имеет претензии к низкому классу поглощающих аппаратов (автосцепное устройство, выполняющее функцию буферов), установленных на проданных ранее вагонах завода. «Днепровагонмаш» должен заменить 2-3 тыс. этих устройств, на что необходимо свыше $2 млн. После этого заводу разрешат вернуться на рынок.
За 9 месяцев нынешнего года доля украинских производителей на российском рынке составила 35%, а в октябре снизилась менее чем до 10%, говорит глава российского агентства «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров. По подсчетам старшего аналитика ИГ «АРТ-Капитал» Алексея Андрейченко, по состоянию на 30 октября недополученная выручка из-за блокирования поставок вагонов на «Азовобщемаше» составила $30 млн, КВСЗ — $17,2 млн, «Днепровагонмаше» — $6,6 млн, а СВЗ — $5 млн. В КВСЗ уточнили, что почти за месяц запрета поставок в РФ предприятие потеряло уже два контракта, позволявших на два-три месяца загрузить конвейер. Впрочем, в целом, по словам господина Бурмистрова, закупки украинских вагонов перераспределились по времени: из-за кратковременной приостановки сертификатов заказчики не стали переключаться на другого поставщика. По словам Михаила Бурмистрова, украинские компании характеризуются намного меньшим уровнем долговой нагрузки, что позволяет им рентабельно работать при уровне цен, которые российские заводы загоняет в убытки. Он прогнозирует, что спрос на украинские вагоны быстро восстановится до уровня III квартала 2013 года.