Национальный банк поддержал идею упрощения процедуры регистрации выпуска облигаций и получения разрешения на их обращение за пределами страны, сообщили вчера в Независимой ассоциации банков Украины (НАБУ). До сих пор почти все корпоративные выпуски еврооблигаций (за исключением выпуска «Нафтогаза» в 2010 году) структурировались в виде облигаций участия в кредите (loan participation notes). Их эмитентом выступает специальная компания — SPV. Полученные от размещения еврооблигаций деньги она выдавала в виде кредита украинскому заемщику.
«Такая структура, в отличие от традиционной формы прямого выпуска, распространенной уже даже в странах Восточной Европы и России, является достаточно сложной и требует существенных дополнительных расходов. Кроме того, она снижает ликвидность выпуска, делает его менее прозрачным, а значит, повышает его эффективную стоимость»,— уверены в НАБУ. По оценкам ассоциации, дополнительные расходы при выпуске евробондов превышают $500 тыс.
Главным препятствием для прямого выпуска евробондов является требование получить разрешение Нацкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынку (НКЦБФР) на размещение и обращение любых ценных бумаг украинского эмитента вне страны, кроме суверенных евробондов. В НАБУ хотят сделать исключение для всех внешних долговых ЦБ. Предложено не облагать налогом доходы нерезидентов, полученные в виде «процентов или дохода (дисконта) на долговые ценные бумаги эмитентов-резидентов, проданные нерезидентам за пределами Украины».
В НАБУ считают, что эти нормы увеличат количество инвесторов в украинские ЦБ «за счет более консервативных и долгосрочных инвесторов, таких как международные пенсионные фонды и страховые компании, а также будут способствовать удешевлению ресурсной базы для украинских эмитентов». В Нацбанке полагают, что упростить механизм нужно, но эмитенты и дальше должны получать разрешение НКЦБФР. Последнее «обезопасит валютный рынок от неконтролируемого движения за пределы Украины значительных денежных потоков в иностранной валюте».
Такую возможность рынок ждет уже давно. «Предлагаемые инициативы вполне логичны с точки зрения приведения украинского законодательства в соответствие с международными стандартами. Но я не думаю, что регуляторы готовы отказаться от контроля над долговыми бумагами резидентов»,— считает глава инвестбанковского департамента Сбербанка России Алексей Ращупкин. «Вместо выдвижения надуманных требований к регистрации таких выпусков, регулятору следовало сконцентрировать усилия на обеспечении возможности торговать такими бумагами на украинских фондовых биржах»,— говорит советник юрфирмы «Саенко Харенко» Леонид Антоненко.
По мнению господина Ращупкина, новые юридические нормы могут оказаться непонятными для инвесторов. Создавая SPV, можно учесть пожелания покупателей ЦБ к эмитентам и корпоративной структуре их управления. По оценке юристов, экономия от прямого размещения составит $30-50 тыс., но у покупателей ЦБ могут возникнуть вопросы к защите прав держателей бумаг. По словам юристов, в договоры между украинскими компаниями и нерезидентами все чаще включается пункт о том, что все судебные споры решаются согласно законодательству стороны договора—нерезидента. «Нововведения едва ли будут востребованы. Эмитенты предпочитают использовать хорошо отработанные механизмы, но они могут пригодиться для тех случаев в будущем, когда прямой выпуск будет необходим»,— отмечает господин Антоненко.