Подведение итогов трехлетней работы Высшей квалификационной комиссии судей состоялось вчера во время международной конференции «Правовой статус ВККС: пути усовершенствования квалификационных и дисциплинарных институтов в свете конституционной реформы». В обсуждении приняли участие представители высшего руководства судебной ветви власти и международных институтов.
— С начала своего существования комиссия рекомендовала судей на должности, осуществляла подбор судейских кадров и дисциплинарную практику в отношении судей местных и апелляционных судов. В частности, проведено уже три общенациональных отбора на должности судей на принципах равности, открытости, публичности и конкурентности,— заявил, открывая мероприятие, глава ВККС Игорь Самсин.
Господин Самсин напомнил, что ВККС была сформирована в сентябре 2010 года после принятия закона «О судоустройстве и статусе судей». По его словам, роль и статус комиссии будут окончательно закреплены в Конституции, если Верховная рада одобрит законопроект президента Виктора Януковича об усилении гарантий независимости судей.
Следует отметить, что глава ВККС не скупился на комплименты в адрес законопроекта главы государства. Он заявил, что новые возрастные ограничения для вступления судей в должность (увеличены с 25 до 30 лет) и ухода в отставку (увеличены с 60 до 70 лет) — будут способствовать «повышению квалификационного уровня судей», и поддержал предложение президента лишить Верховную раду права назначать судей на должности.
— В отличие от парламента, президент осознает церемониальность этой функции. Из 958 человек, рекомендованных ВККС для назначения на должность судьи, впервые президент не отказал ни одному,— заявил господин Самсин.
— Однако, оценивая этот законопроект, Венецианская комиссия рекомендовала объединить в один орган Высший совет юстиции (ВСЮ.—«Ъ») и ВККС. В крайнем случае сделать так, чтобы ВККС подчинялась ВСЮ,— заметила вице-президент Венецианской комиссии Анна Сухоцкая.
Игорь Самсин нахмурился и поспешил заверить присутствующих, что полномочия ВККС и ВСЮ «достаточно четко разграничены» действующим законодательством.
— После внесения изменений в Конституцию разделение полномочий планируется усовершенствовать и конкретизировать,— сообщил глава комиссии, после чего со вздохом посетовал:— Сегодня принято говорить только о негативе, а о положительных преобразованиях никому слушать неинтересно.
Выпад в адрес ВККС сделал также глава Верховного суда Ярослав Романюк.
— И ВККС, и ВСЮ занимаются привлечением судей к дисциплинарной ответственности. Статус судей единый, и подходы должны быть одинаковыми, но это не всегда так, поскольку периодически ВСЮ отменяет решения ВККС,— заявил господин Романюк. Он призвал выработать единые критерии привлечения судей к ответственности и ввести «более широкий спектр» дисциплинарных санкций. В частности, помимо выговора и увольнения, предусмотреть предупреждение, штраф и временное отстранение от исполнения обязанностей для повышения квалификации.
Представители Совета Европы, присутствовавшие на конференции, положительно оценили работу ВККС, назвав ее эффективной, но призвали не останавливаться на достигнутом.
—Принятие в следующем году изменений в Конституцию должно сопровождаться реформированием остального законодательства, чтобы Украина полностью выполнила обязательства перед Советом Европы. Результаты работы показывают, что Украина на правильном пути, но впереди еще длинная дорога,— многозначительно заметил посол Совета Европы в Украине Владимир Ристовский.
Следует отметить, что накануне конференции легитимность ВККС поставил под сомнение народный депутат Юрий Деревянко (внефракционный). Он обратился в Совет судей с требованием переизбрать членов комиссии в связи с истечением срока полномочий в сентябре. Согласно его обращению, на нынешний состав ВККС не распространяются изменения законодательства от 2011 года, предусматривающие шестилетний срок полномочий для членов комиссии, поскольку на момент назначения закон предусматривал, что срок их полномочий составляет три года.
Впрочем, на заседании в пятницу Совет судей отказался удовлетворить обращение парламентария. «Под действие нового закона подпадают правоотношения, которые возникли во время действия старого закона, но продолжаются во время действия нового. Выполнение членами ВККС своих полномочий на момент вступления в силу нового закона продолжались. Исключение могло бы быть только при наличии специального указания в заключительных положениях закона, которого в данном случае нет»,— заявил господин Самсин, комментируя решение Совета судей.