Попали под контроль
Украинский бизнес заставили работать по международным правилам — с 1 сентября крупные предприятия начали отслеживать операции, которые подпадают под контроль закона о трансфертном ценообразовании (ТЦО). Первый отчет — за сентябрь-декабрь — компании должны подать в Министерство доходов и сборов до 1 мая 2014 года, рассказал глава ведомства Александр Клименко (см. интервью на этой же странице). Это слишком короткие сроки для введения законодательства. По словам партнера компании «Кесарев-консалтинг» (консультирует по ТЦО одну из молочных компаний) Михаила Соколова, в России, где внедрили аналогичное законодательство, бизнесу дали два года на подготовку к новым правилам отчетности.
«У нас еще не сложилась практика, а мы уже применяем нормы. Необходимо было дать отсрочку хотя бы до середины 2014 года или начала 2015 года, потому что это очень сложный закон»,— поясняет господин Соколов.
Закон установил контроль над сделками со связанными лицами внутри страны в случаях, когда одна из сторон имеет убытки или пользуется налоговыми льготами. Во внешнеэкономической деятельности предложено отслеживать сделки с резидентами территорий, где ставка налога на прибыль меньше, чем в Украине, на 5% и более. Партнер PwC Вячеслав Власов считает, что эта норма позволяет Миндоходов контролировать сделки украинских компаний с несвязанными лицами из развитых стран с прозрачной налоговой системой (ставка налога на 5% меньше 19% составляет 18,05%).
«Это требование было чересчур обременительным для бизнеса, но в прошлый четверг парламент принял во втором чтении законопроект N 2054а, откорректировав этот вопрос. Теперь в законе есть четкая формулировка: низконалоговая юрисдикция — это страна, в которой бизнес платит налог на прибыль по ставке, меньшей, чем украинская ставка, на 5 процентных пунктов и более. С учетом нашей ставки в 19%, к низконалоговым будут относиться страны, в которых налог от 14% и ниже»,— пояснил господин Власов.
Контролировать будут операции объемом 50 млн грн в год с каждым контрагентом. Первичную документацию компании будут предоставлять только по запросу контролирующего органа, как и документацию, обосновывающую соответствие контрактных цен рыночным. За неподачу отчета бизнесу грозит штраф в размере 5% от суммы контролируемой операции, за неподачу дополнительной документации — 100 минимальных зарплат (сейчас 114,7 тыс. грн).
Аграрии, металлургические и химические предприятия до 2018 года смогут использовать цены, которые на 5% отличаются от рыночных. Корректировка ТЦО возможна лишь в сторону увеличения налоговых обязательств, а пропорциональные корректировки между связанными лицами — по согласию Миндоходов. «Установлена длинная процедура переписки с контролирующими органами, и в силу этого корректировки могут затягиваться»,— говорит глава налогово-юридической практики аудиторской компании EY Владимир Котенко. И хотя отчетность по ТЦО предприятия должны подать в налоговые органы до 1 мая, по мнению президента Союза налоговых консультантов Леонида Рубаненко, контролируемые операции должны быть отображены в годовой декларации уже в феврале.
Авральная подготовка
Бизнес начал готовиться к работе в новых условиях контроля над ТЦО еще на стадии обсуждения законопроекта. Старший юрист практики налогового права юрфирмы DLA Piper Ukraine LLC Дмитрий Донец говорит, что процесс подготовки состоит из двух этапов: сначала проходит идентификация контролируемых операций и связанных лиц, выбирают методы определения цен и оценки их соответствия рыночному уровню, а уже после этого операции пересматриваются.
«Сейчас бизнес проводит инвентаризацию сделок, подпадающих под контроль. Во-первых, ему надо убедиться в реальной возможности подготовить отчетность по этим сделкам за четыре месяца 2013 года. Во-вторых, собрать и задокументировать доказательства того, что применяемые в сделках цены попадают в рыночный диапазон. Если в процессе анализа бизнес обнаружит существенные отклонения применяемых цен от рыночных, у него есть время до конца года изменить ценовую политику либо реструктурировать деятельность для соответствия новым правилам»,— добавляет Вячеслав Власов.
Уровень сложности изменений зависит от масштаба бизнеса. По словам руководителя департамента налогового планирования в Group DF Владимира Диденко, для бизнеса введение новых правил — это дополнительная административная нагрузка, и чем больше компаний в группе, тем она выше. «Если говорить о масштабах нашего бизнеса, а это обороты в миллиарды долларов и десятки тысяч транзакций, то обработка такого огромного массива информации — очень сложная аналитическая и административная работа. Поэтому мы готовимся провести анализ возможностей IT-функций наших бизнесов по выполнению таких задач. Очевидно, потребуется внедрять новые решения на уровне IT-систем»,— утверждает господин Диденко.
В пресс-службе СКМ уточняют, что в рамках группы работают несколько проектных команд, целью которых является комплексная имплементация правил ТЦО. Однако пока группа не планирует создавать специальное подразделение и существенно пересматривать бизнес-процессы, поскольку и раньше использовала рыночные цены. «При этом потребуется унификация систем ТЦО в рамках группы с целью минимизации рисков негативного толкования новых правил со стороны контролирующих органов»,— поясняют в компании. Group DF в законе о ТЦО нашла около 20 норм, требующих разъяснения.
Концентрация рисков
Возможен субъективный подход Министерства доходов и сборов к определению цен и источников информации. «Бизнес опасается такого подхода, и опыт показывает, что каким бы хорошим не был закон, важна практика его применения. Одну и ту же норму можно трактовать по-разному»,— отметил Дмитрий Донец.
«Для нас, как экспортно-ориентированной компании, некоторые положения закона пока остаются непонятными. В частности, у нас нет информации об утвержденном списке стран, в которых налог на прибыль меньше на 5%, а это означает, что при работе с импортерами разных стран нам сложно понять, является ли каждая сделка контролируемой или нет»,— рассказывают в пресс-службе Milkiland.
Открытым остается вопрос контроля над разными видами сделок: посредническими, кредитными, сделками на территории Украины с экспортерами. И возможно, что операции внутри страны с экспортерами подпадут под контроль, так как к ним применяется нулевая экспортная ставка НДС.
Проблемы могут возникнуть на этапе определения рыночных цен и рентабельности. «Одна из ключевых проблем — источники информации для определения рыночных цен. В международной практике используют открытые отчеты, котировки фондовых и товарных бирж, информационные базы данных с аналитикой, такие как Amadeus, Ruslana. В Украине специализированных баз данных в официальном пользовании пока нет, как и реально действующих товарных бирж,— говорит господин Диденко.— К сожалению, принятые нормативные акты указывают, что единственный источник информации, на который бизнес может ссылаться — интернет-сайт Министерства доходов и сборов, где будет опубликовано специальное издание. Есть риск, что ведомство будет использовать этот источник информации в своих интересах». Официальными источниками информации станут бюллетени «Держзовнишинформа», Вестника Миндоходов, сайт Аграрной биржи.
Представителей бизнеса беспокоит также вопрос о штрафах. «Что будет считаться „неподанным отчетом“? Если налоговые органы посчитают, что он неполный, будет ли он считаться неподанным?— удивлен господин Соколов.— Штраф в 5% для некоторых предприятий, которые работают с рентабельностью 1-2%, просто убийственен». В пресс-службе Milkiland говорят, что 5-процентные штрафы могут сделать сделки по ряду низкомаржинальных продуктов, например сухого обезжиренного молока, убыточными. А в СКМ надеются, что Миндоходов удастся обеспечить безболезненное введение правил.
Несмотря на то, что предприниматели и эксперты считают правильным введение правил ТЦО, которые поставят весь бизнес в равные условия, ряд норм закона все-таки необходимо откорректировать. Одной из важных поправок, как считает Владимир Диденко, должно стать введение понятия «консолидированные плательщики». Это позволит снизить административную нагрузку — будет отчитываться группа, а не отдельные предприятия.
«Это выгодно и государству, поскольку создание группы консолидированных плательщиков требует от бизнеса раскрытия информации, а значит — большей прозрачности. Только если ты раскрыл структуру группы, тебе могут позволить подавать консолидированную отчетность»,— поясняет господин Диденко.
В СКМ считают, что такой подход соответствует экономической логике и подтвержден международной практикой. Для этого, уверен господин Рубаненко, необходимо принять законопроект о финансово-промышленных группах. По мнению главы комиссии по вопросам экономической политики Украинского союза промышленников и предпринимателей Юлии Дроговоз, необходимо пересмотреть уровень штрафов: «Штрафовать не по всем операциям, а только по тем, где выявлены нарушения».