Кредитные союзы (КС) пытаются разрушить стереотипы о том, что большинство их розничных кредитов идет на потребительские цели. Всеукраинская ассоциация кредитных союзов (ВАКС) подготовила отчет за I полугодие, из которого следует, что лишь 15% от общей суммы выданных кредитов — 83 млн грн — составили займы на покупку бытовой техники и мебели. Члены ассоциации стали чаще предлагать клиентам специализированные кредитные продукты.

ВАКС объединяет 153 кредитных союза, общий кредитный портфель которых на 1 июля составил 878 млн грн (33% общего портфеля кредитов, выданных всеми союзами). При этом за I полугодие члены ВАКС выдали кредитов на сумму 566 млн грн.

На втором месте кредиты на лечение и оздоровление — украинцы одолжили на эти цели 50 млн грн (9%). Среди наиболее активных кредиторов в этом сегменте «Профспилкова скарбниця» (1,6 млн грн). Популярностью пользуются и обучающие программы. За шесть месяцев КС выдали 22 млн грн таких кредитов (4%), например КС «Борисфен», который объединяет сотрудников ГП «Антонов», выдал своим членам ссуды на 570 тыс. грн.

«Ставка по таким кредитам составляет 28% годовых, что на 8 п.п. ниже, чем по стандартным потребительским кредитам. При этом проценты мы начисляем на остаток по кредиту, поэтому среднегодовая ставка ниже — 14,5%»,— говорит глава правления КС «Борисфен» Валентина Гриша.

КС также дает льготные кредиты пенсионерам со среднегодовой ставкой 12%.

У кредитных союзов есть отдельные программы и на отдых (8 млн грн; 1%), и на организацию свадеб (33 млн грн; 6%). Чтобы привлечь клиентов, КС предлагают сезонные продукты. Например, в КС «Профспилкова скарбниця» в августе-сентябре действовали кредиты на обучение и школьные принадлежности под 10-22%.

Отдельные целевые программы существуют для организации бизнеса. Сельхозпроизводители получили 72 млн грн (13%), предприниматели в сфере туризма — 55 млн грн (10%), а на программы энергосбережения было получено 17 млн грн (3%). «В нашей местности туризм — основной источник доходов, поэтому мы всячески поддерживаем его развитие»,— говорит глава правления КС «Косивська» Оксана Довгон. Они продвигают программы «Чистые Карпаты» (кредиты на строительство очистных сооружений) и «Сухой витамин» (на покупку электросушилок).

«Кроме того, мы финансируем частных предпринимателей, которые занимаются изготовлением сувенирной продукции или проведением фестивалей в нашем регионе. К нам обращаются и владельцы частных отелей, которым нужны средства на расширение бизнеса, на ремонт сдаваемых в аренду помещений, а также на благоустройство приусадебных территорий»,— отметила госпожа Довгон.

В Национальной ассоциации кредитных союзов не ведут детальную статистику по выданным их членами кредитам. «Каждый кредитный союз самостоятельно определяет свою маркетинговую политику и решает, как продвигать свои продукты,— сказал президент ассоциации Петр Козинец.— Стандартизировать и систематизировать продукты всех 140 наших членов мы не можем. Но мы видим, что определенная сегментация существует». Главная причина популярности целевых продуктов — их цена. «Ставки по ним ниже, поэтому кредиторы тщательно проверяют заемщиков и контролируют целевое использование средств. Ведь суммы кредитов, например на развитие туризма, довольное большие — до 100-200 тыс. грн»,— говорит президент ВАКС Виктория Волковская.