Украина претендует на получение макрофинансовой помощи Евросоюза в виде кредита на сумму 610 млн евро. Президент Виктор Янукович подал в парламент законопроект N0050 с предложением ратифицировать соглашение, подписанное еще в начале года. Точный размер кредитной ставки неизвестен, но он будет идентичен ставке, по которой эти средства привлечет на рынке Еврокомиссия, имеющая наивысший кредитный рейтинг ААА. Операционные траты Еврокомиссии оплатит Украина.
Согласно соглашению, кредит будет получен в течение двух лет четырьмя траншами: 100 млн евро, 10 млн евро и дважды по 250 млн евро. Период между перечислениями денег не должен составить менее трех месяцев, за исключением первого и второго траншей, которые могут быть объединены. Дополнение N2 к кредитному договору определяет перечень финансовой информации, которую украинская власть должна ежеквартально подавать ЕС. На основе этой информации будут принимать решение о выдаче денег. Максимальный срок возврата кредита, средства которого будут зачисляться в госбюджет начиная с 2014 года, составит 15 лет. Согласно соглашению, кредит будет получен в течение двух лет четырьмя траншами: 100 млн евро, 10 млн евро и дважды по 250 млн евро.
Условиями перечисления денег, согласно соглашению, станут «реализация договоренностей, которые будут достигнуты между Украиной и МВФ», а также «положительные результаты оценки со стороны Еврокомиссии достижений в экономической стабилизации и структурных реформах». Ранее украинские чиновники уверяли, что подписания кредитного соглашения с МВФ будет достаточно для «разблокирования» кредита ЕС. Подобную трактовку договора вчера озвучили и в представительстве ЕС в Украине.
Однако в дополнении N1 содержится перечень условий, помимо сотрудничества с МВФ, выполнение которых является обязательным для открытия кредитной линии. Украинская власть обязалась достичь прозрачности госзакупок, наделив реальными полномочиями Антимонопольный комитет для отслеживания нарушений в этой сфере. Также в правительстве должны создать систему подготовки и сертификации аудиторов госорганов власти и добиться для Счетной палаты полномочий по контролю не только расходов, но и доходов госбюджета.
Украина обязалась соблюдать обязательства, взятые при вступлении в ВТО, воздерживаясь от мер, нарушающих принципы свободной торговли. В вопросе возмещения НДС потребуется установить штрафные санкции за платежи, просрочка по которым превышает 74 дня — этот штраф должен составлять не менее 120% учетной ставки НБУ (сейчас 6,5%). Для решения проблем дефицита НАК «Нафтогаз Украины» Евросоюз требует установить единый счет для платежей теплокоммунэнерго, активизировать работу относительно установки индивидуальных газовых счетчиков, а также создания системы компенсаций для незащищенных слоев граждан. Договор устанавливает количественные критерии (например размер кассового дефицита госсектора, резервов НБУ, госдолга), невыполнение которых может заблокировать перечисление денег.
Такие требования ЕС дополняют требования валютного фонда. «МВФ хотя и мониторит ситуацию с выплатой НДС, однако не выдвигает требование ввести пеню на просроченные выплаты, по крайней мере публично. Эта норма очень важна для бизнеса — она поставит предпринимателей и государство в равные условия»,— отмечает исполнительный директор «Европейской бизнес ассоциации» Анна Деревянко. Таким образом, даже в случае успешных переговоров с МВФ украинской власти предстоит выполнение обещанного для получения кредита Евросоюза.
«Учитывая сложности с возобновлением сотрудничества с МВФ, эти средства Украина получит нескоро. Скорее всего, уже после президентских выборов 2015 года»,— прогнозирует директор экономических программ Центра им. Разумкова Василий Юрчишин.
К тому же переговоры о возобновлении кредитования МВФ пока далеки от завершения. Сейчас в Киеве работает миссия фонда, которая в том числе обсуждает проект госбюджета на 2014 год. «Представители фонда ждали от украинской власти четкого плана, как они намерены снижать бюджетный дефицит. Его они не увидели, поэтом итоги работы миссии трудно назвать удачными»,— сказал «Ъ» собеседник, знакомый с ходом переговоров.