Время — деньги

По его словам, украинская «дочка» американской корпорации Google попросила дать ей больше времени в связи с тем, что свои действия она вынуждена согласовывать с американским офисом. Сколько времени дополнительно выделили Google, Алексей Мервинский не знает — с 18 октября он не работает в госслужбе. И. о. главы ведомства Лилия Олексюк также не смогла ответить на этот вопрос, так как она еще «не успела вникнуть во все детали».

Согласно предписанию, компания всего лишь должна была разместить у себя на сайте информацию о том, что собирает данные пользователей и передает их третьим лицам, рассказывает Алексей Мервинский. Информация о пользователях в дальнейшем часто используются для показа рекламных объявлений.

«Некоторые компании (например, ООО «Корреспондент») сделали это уже в процессе проверки, другие дождались предписаний и только потом устранили нарушения. Но случай Google уникален», — говорит собеседник. Почему украинское представительство Google заняло такую позицию, его руководитель Дмитрий Шоломко сказать не смог.

Невыполнение предписания грозит компании штрафом в размере около 8 тыс. грн. Но за нарушение законодательства, если его факт подтвердится в суде, предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность.

Директор агентства мобильного маркетинга LEАD9 Назар Грынык прогнозирует: если Google согласится на условия украинских властей, то на ее рекламные доходы, как и на посещаемость, это не повлияет.

По оценкам управляющего партнера агентства PlusOne DA Максима Саваневского, общий объем украинского рынка контекстной рекламы в 2012 г. составил около 600 млн грн, а Google заняла на нем долю в 50-60%. Таким образом, заработки американской корпорации в Украине могли составить до $45 млн.

$ 45 млн в 2012 г. могла составить выручка украинского Google, который занимает половину рынка

По словам Алексея Мервинского, проблемы с адаптацией к украинскому законодательству в сфере защиты персональных данных возникают у многих американских компаний. В начале октября на своей странице в Facebook он разместил открытое обращение с просьбой объяснить, кому и с какой целью эта соцсеть передает данные о посещенных им сайтах.

«Теоретически можно отключить в браузере cookies, но в таком случае теряешь доступ к контенту вообще», — добавил эксперт. Ответа от Facebook ни госслужба, ни ее руководство, по данным, не получили. Сбор и анализ cookies позволяет Facebook предлагать своим пользователям таргетированную рекламу, которая привлекает рекламодателей. Прошлогоднюю выручку Facebook Максим Саваневский оценивает в 10-20 млн грн.

Права без прав

В случае нарушения своих прав украинским пользователям довольно сложно повлиять на американских интернет-гигантов. «Пользователь, который считает, что его права нарушены, может пожаловаться только в американский суд. А это усложняет процедуру и требует немалых финансовых затрат», — объясняет председатель правления общественной организации «Международная ассоциация защиты неприкосновенности частной жизни и безопасности человека» Александр Микитюк.

Изменить ситуацию могло бы подписание Украиной соглашения с США, которое позволило бы украинцам решить подобные проблемы локально. На сегодняшний день такое право есть у жителей ЕС в рамках американско-европейского соглашения Safe Harbor («Безопасная гавань»).

В июле организация, которую представляет Александр Микитюк, даже отправила послу США в Украине Джеффри Р. Пайетту письмо, но официального ответа пока не получила. После получения официального ответа информация будет предоставлена украинскому правительству и всем заинтересованным сторонам.

Чтобы вступить в соглашение, Украине необходимо перевести общение с США по вопросу защиты персональных данных в официальную плоскость на уровне правительств стран. Как объяснил Александр Микитюк: «Украинское правительство должно отправить американскому запрос о том, что есть необходимость такого договора».