Министерство инфраструктуры отрабатывает концепцию создания госпредприятия (ГП) «Аэродромы Украины» по управлению ВПП, заявил вчера на Украинском форуме транспортной инфраструктуры, организованном Институтом Адама Смита, заместитель министра Дмитрий Демидович. По его словам, уже создана соответствующая рабочая группа при министерстве. Предполагается, что госпредприятие будет также отвечать за вопросы обновления, ремонта и строительства новых ВПП. «Мы считаем, что эта концепция более правильная, поскольку частный бизнес не потянет строительства ВПП, а терминалы аэропортов, как и раньше, рассматриваются как концессионные объекты»,— сказал господин Демидович.

Проектом создания такого госпредприятия занимается компания А.Т. Кearney. В Мининфраструктуры отметили, что ГП призвано в первую очередь решить проблемы региональных небольших аэропортов. Решение об утверждении правительством данной концепции и фактическое создание ГП запланировано на вторую половину 2014 года. Получить комментарий о проекте в компании А.Т. Кearney вчера не удалось.

Участники рынка неоднозначно отреагировали на инициативы министерства. «Мы положительно относимся к идее Мининфрастуктуры, но создается впечатление, что министерство пока не определилось, кто будет управлять ВПП после ремонта или строительства нового объекта. Три месяца назад было предложено, что после реконструкции ВПП будут переданы в аренду коммунальным предприятиям регионов, в которых находятся аэропорты, за символическую стоимость»,— сказал директор аэропорта «Сумы» Николай Журавель. По его словам, если управленцем ВПП в принятом проекте будет это госпредприятие, то необходимо в каждом регионе, где существует аэропорт, создавать филиал ГП и нанимать работников. «Но если для больших аэропортов с их пассажиропотоком это не проблема, то для Сум, где за девять месяцев было обслужено всего 28 рейсов, наличие такого филиала приведет к потере значительной части доходов»,— сетует руководитель аэропорта в Сумах.

Пока концепция предполагает, что госпредприятие будет управлять инфраструктурой аэродромов, но нет понимания, что будет с аэропортовой инфраструктурой, рассказал «Ъ» на условиях анонимности чиновник Мининфраструктуры. Президент ассоциации «Аэропорты Украины» Анатолий Троценко говорит, что большинство аэропортов страны находятся в коммунальной собственности, и таким аэропортам нет доступа к средствам из государственного бюджета:

«Передача ВПП на баланс государственного предприятия не гарантирует получение госфинансирования, но даст законное право иметь возможность просить эти средства для развития из госбюджета». В Мининфраструктуры вчера подтвердили, что проектом создания ГП предполагается перевод всех ВПП страны из коммунальной собственности в государственную, для того чтобы обеспечить их реконструкцию за государственный счет. Например, строительство ВПП во Львове и Донецке выполняла частная компания «Альтком». Стоимость донецкого проекта составила 1,8 млрд грн. А в феврале этого года вице-премьер Александр Вилкул заявил, что для реконструкции ВПП в Одессе и Днепропетровске необходимо около 3 млрд грн.

Анатолий Троценко говорит, что ВПП в украинских аэропортах строились еще в 1970-е годы, а их реконструкцию проводили только в городах, которые принимали чемпионат Европы по футболу в 2012 году. «Такие ВПП, как в Полтаве, Сумах, Виннице и многих других региональных аэропортах сегодня с трудом соответствуют стандартам и требуют скорейшей модернизации»,— говорит господин Троценко.

Оптимальным вариантом для развития всех аэропортов было бы создание единого холдинга, в который будут входить все аэропорты страны, как это делается в Польше, считает Николай Журавель. По его словам, этот холдинг за счет более прибыльных аэропортов дотирует содержание и обновление инфраструктуры маленьких или заведомо убыточных, так как они тоже важны для развития регионов.