Специальная контрольная комиссия Верховной рады по вопросам приватизации рекомендует Кабмину отказаться от создания совместного предприятия на базе государственного Запорожского титаномагниевого комбината (ЗТМК) с участием Group DF Дмитрия Фирташа, сообщил вчера зампред комиссии Павел Ризаненко (УДАР). Как уточнили «Ъ» в секретариате спецкомиссии, такое решение принято 10 октября. Всего в состав комиссии вошли 17 народных депутатов, из них 6 — от Партии регионов. Однако на последнем заседании присутствовали лишь двое «регионалов» — Сергей Клюев и Александр Егоров.
В выводах комиссии говорится, что условия проведения конкурса по отбору инвестора для ЗТМК, утвержденные Кабинетом министров, содержали требования, которые фактически превратили конкурс в безальтернативный. В частности требование о гарантиях «поставки сырья отечественного производства (договоров поставки) в условиях монополии компаний на производство ильменита в Украине». Спецкомиссия также заявила, что нынешний формат СП не гарантирует того, что инвестиции будут направлены на модернизацию и расширение производства. Комиссия рекомендовала правительству провести конкурентный аукцион по приватизации ЗТМК, который бы гарантировал модернизацию и расширение мощностей комбината по производству титановой губки.
Напомним, в конце 2012 года Фонд госимущества (ФГИ) выбрал негосударственным участником казенного предприятия «Запорожский титаномагниевый комбинат» компанию Tolexis Trading Limited (входит в Group DF Дмитрия Фирташа). Договор о создании ООО «Запорожский титаномагниевый комбинат» на базе ЗТМК и с участием Tolexis Trading был подписан 22 февраля этого года, однако уже утратил силу.
Как заявил член спецкомиссии Виталий Немилостивый (внефракционный), помимо Group DF, в ЗТМК была заинтересована российская корпорация «ВСМПО-Ависма». 25%+1 акцией этой компании владеет российская государственная корпорация «Ростех», 50%+1 акцией — СП менеджмента компании и Газпромбанка, 24,98% находятся в свободном обращении, из них 13,2% — у Газпромбанка. Получить комментарий в «ВСМПО-Ависма» вчера не удалось.
По мнению господина Немилостивого, Group DF как инвестора ЗТМК также необходимо обязать инвестировать средства именно в выпуск конечной продукции — титанового проката. По его словам, только «Мотор Сич» сегодня закупает титанового проката на $40 млн в год. Вчера основной акционер «Мотор Сич» Вячеслав Богуслаев заявил «Ъ», что его компания сейчас импортирует титановый прокат, но готова покупать его, если такое производство на заводе будет создано. «Пока же в Group DF, согласно собственному бизнес-плану, решили направлять инвестиции на производство полуфабриката — титановой губки на ЗТМК»,— подчеркивает господин Немилостивый.
Мощности ЗТМК позволяют производить 20 тыс. т губчатого титана в год. Финпоказатели предприятия не раскрываются, но, по оценкам участников рынка, ежегодная выручка может превышать $100 млн, а стоимость компании — порядка $500 млн. «И Group DF, и „ВСМПО-Ависма“ располагают собственным сырьем. Для Group DF создание СП означает появление собственного производства титановой губки, а для „ВСМПО-Ависма“ — его расширение»,— говорит глава аналитического департамента ИК Eavex Capital Дмитрий Чурин.
В пресс-службе ФГИ вчера отказались от комментариев. Однако источник «Ъ» в фонде уточнил, что договор о привлечении инвестора на ЗТМК дор сих пор не подписан. «Мы ждем отмашку от правительства, куда неоднократно обращались»,— сказал собеседник «Ъ». В пресс-службе Group DF на запрос «Ъ» не ответили. Ранее бизнесмен Дмитрий Фирташ заявил, что СП не создано из-за бюрократических проволочек. «Мы создали СП, теперь нужно провести собрание. Но чтобы его провести, Кабмин должен дать указание, кто на него пойдет, чтобы мы внесли деньги в уставный капитал»,— сказал он.
Старший юрист ЮБ «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Арсений Милютин отмечает, что документ носит рекомендательный характер, но если рекомендация комиссии будет оформлена в виде депутатского запроса, то Кабмин будет обязан ее рассмотреть. Управляющий партнер Arzinger Тимур Бондарев отмечает, что решение спецкомиссии не наделено особой юридической силой и является лишь основанием для органов прокуратуры обратить внимание на правомерность принятия решений о приватизации. Например, прокуратура может осуществить проверку фактов, изложенных в отчете комиссии, и при выявлении нарушений обратиться в судебные органы с соответствующим иском.
Член спецкомиссии по приватизации Верховной рады Татьяна Слюз («Батькивщина») говорит, что Кабмин может и не прислушаться к выводам депутатов. Но если правительство проигнорирует выводы комиссии, ее члены будут инициировать создание временной следственной комиссии в Верховной раде по вопросу создания СП и начнут расследование ситуации. Кроме того, народные депутаты—члены комиссии намерены подать в суд на Кабмин с требованием обязать его отменить решение по созданию совместного предприятия, отмечает госпожа Слюз. «Так неоднократно ранее поступала Валентина Семенюк (экс-глава ФГИ.—»Ъ«), которая выиграла более сотни судов таким образом»,— подчеркивает член спецкомиссии Ксения Ляпина («Батькивщина»). «Даже если мы проиграем суд, как только в стране сменится президент — завод будет возвращен в госсобственность, и правовые основы под это решение у нас уже заложены решением, принятым на прошлой неделе»,— уверена госпожа Слюз.
По словам господина Бондарева, согласно судебной практике, у подобной категории дел не существует срока исковой давности. «Даже если на данном этапе не будут приняты соответствующие решения, вопрос о реприватизации может быть поднят спустя несколько лет,— заявил управляющий партнер Arzinger.— Даже когда срок исковой давности формально истечет, любая реприватизация может быть возобновлена по ходатайству прокуратуры».