Такое мнение высказали эксперты и участники украинского рынка нефтепродуктов на пресс-конференции во вторник.

По словам директора по взаимодействию с органами государственной власти сети автозаправочных станций (АЗС) WOG Андрея Пасичника, такой рост цены будет следствием недостаточного объема производства биоэтанола в Украине, что, соответственно, приведет к необходимости его импорта.

«При импорте биоэтанола мы сталкиваемся с проблемой двойного налогообложения. Дело в том, что, во-первых, акциз на биоэтанол составляет 49-50 грн/литр, что делает цену тонны биоэтанола порядка 70 тыс. грн. И при добавлении 5% у нас бензин сразу на 2,5 грн вырастает в цене», — сказал Пасичник.

«Далее, при добавлении биоэтанола в бензины у нас резко меняются физико-химические характеристики базового компонента. При изменении этих характеристик у нас получается новый продукт, новое производство. И здесь мы сталкиваемся с дополнительным налогообложением в виде акцизного налога — еще получаем около 2 грн дополнения к стоимости. В итоге, если мы реализуем программу при импорте биоэтанола и реализуем его на АЗС, то фактически у нас цена бензина вырастет минимум на 5 грн/литр», — добавил он.

По мнению директора консалтинговой группы «А-95» Сергея Куюна, проблема недостаточного производства биоэтанола в Украине является главным препятствием для введения его обязательной добавки в бензины уже с нового года.

«Я лично вижу основную проблему в том, что у нас (в Украине) нет необходимого количества биокомпонента для выполнения данной программы. Украина потребляет порядка 5 млн тонн бензина в год, потому необходимо около 225 тыс. тонн биоэтанола. Плюс на сегодня мы видим, что 70 тыс. тонн, которые уже производятся, — полностью востребованы в отрасли так называемых альтернативных топлив», — сказал директор консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн.

По его подсчетам, суммарная необходимость страны в биоэтаноле в случае введение обязательного добавления его в бензин составит около 300 тыс. тонн в год, тогда как Украина на сегодняшний день производит всего 25% от необходимого.

Кроме того, по словам директора компании «Укрпродспилка» Николая Тиченко, биоэтанол в Украине производится из мелассы, общий объем производства которой в Украине также недостаточен для выпуска необходимого количества биоэтанола.

«Исходя из прогнозов на урожай, у нас в этом году будет 450-500 тыс. тонн мелассы. Если всю ее пустить на производство биоэтанола — хватит только на 100 тыс. тонн», — сказал Тиченко.

По его мнению, перспективным направлением производства биоэтанола могла бы стать кукуруза, однако в настоящее время соответствующие мощности в Украине отсутствуют, а для того, чтобы наладить такое производство потребуется не менее 2 лет.

Напомним, Министерство аграрной политики и продовольствия предлагает создать государственное предприятие «Биотопливо», которое должно будет заняться производством биоэтанола и биотоплива на мощностях спиртовых заводов.

Соответствующее предложение закреплено проектом постановления Кабинета министров Украины «О внесении изменений в некоторые акты Кабинета министров Украины и признании утратившим силу постановления Кабинета министров Украины от 2 февраля 2011 года».

По подсчетам Минагропрода, на перепрофилирование и модернизацию спиртовых заводов необходимо направить 300 млн грн, что позволит увеличить производственные мощности по производству биоэтанола до 350 тыс. тонн в год, а значит, и обеспечить потребность внутреннего рынка в нем.

В министерстве считают, что реализация данного проекта позволит стране поэтапно заменить 5-7% традиционных бензинов, в том числе импортированных, альтернативными видами топлива, что уменьшит зависимость Украины от импорта нефтепродуктов.

Справка

Согласно закону Украины №4970-VI «О внесении изменений в некоторые законы Украины о производстве моторных топлив с содержанием биокомпонентов», в 2014-2015 гг. все реализуемые в Украине бензины должны содержать не менее 5% биоэтанола. С 2016 года обязательная доля биоэтанола в бензинах возрастает до 7%.