Привычное дело

Сегодня торговый эквайринг для украинских предпринимателей уже стал нормой. Максимально обеспечены терминалами торговцы в городах-миллионниках. Значительно меньше терминалов у предприятий торговли и услуг в более мелких регионах. Но ситуация меняется с ростом объемов безналичных платежей. Их доля в общем объеме операций по платежным картам уже превысила 40%.

Распространению терминалов способствовали и законодательные изменения. «Значительно простимулировало рынок принятие в конце 2012 года закона об обязательном подключении банковского оборудования предприятиями, имеющими кассовый аппарат. А также обязательное предоставление возможности клиенту выбрать вид платежа (наличный/безналичный)», — отмечают в ВТБ Банке.

Напомним, что согласно постановлению КМУ от 29.09.2010 г. № 878 «Про здійснення розрахунків за продані товари (надані послуги) з використанням спеціальних платіжних засобів», терминал должен быть на всех торговых площадях свыше 20 кв. м.  Исключением являются только заведения общественного питания закрытого типа, или организации, расположенные в населенных пунктах с количеством жителей менее 25 тыс.

Правда, данное законодательное требование уже стало формальностью. Торговцы и сами понимают, что наличие бесконтактных терминалов делает их предприятие более привлекательным для клиентов. Наличие бесконтактных терминалов увеличивает клиентскую базу, обороты  и соответственно прибыль организации, а также повышает ее имидж. При этом наличие терминала упрощает инкассацию и отчетность, так как деньги «заходят» на счет моментально, а в выписке видно каждую отдельную покупку.

«Я думаю, каждый торговец может вспомнить ситуацию, когда клиент выбирал товар и оставлял его ввиду невозможности оплатить картой, или уходил искать банкомат и не возвращался за покупкой»,-  говорит начальник управления развития эквайрингового бизнеса Банка «Финансы и Кредит» Юлия Нариманова.

Цена вопроса

Основным условием в торговом эквайринге является получение комиссионного вознаграждения банком от суммы операций проведенных через торговый ПОС — терминал с использованием платежных карт. «При этом стоимость товаров и услуг для клиента должна оставаться такой же, как при расчетах наличными. Также может браться дополнительная плата за аренду оборудования», — объясняет руководитель службы по эмиссии карт Сitycommercebank Алексей Морозов.

У каждого финучреждения своя ценовая политика, но в среднем по рынку комиссионное вознаграждение банка по торговому эквайрингу колеблется от 1,7% до 2,3% по чужим картам. Комиссия по своим картам колеблется от 0,5% до 1,5%.  Некоторые банки предоставляют обслуживание карт собственной эмиссии бесплатно. То есть владелец терминала не платит банку комиссию за транзакцию в случае, если оплата проходит картой этого же банка.

К расходам бизнеса стоит отнести также ежемесячный арендный платеж от 50 до 200 грн. за единицу банковского оборудования. К слову, сегодня среди украинских предпринимателей популярен и интернет-эквайринг (прием платежей через интернет). Тарифы по этой услуге несколько выше: к примеру, комиссия по чужим картам составляет 2,7-3%.

Эквайринг  доступен любому украинскому ритейлеру,  независимо от вида бизнеса, которым он занимается. Будь-то крупная сеть магазинов бытовой техники, или среднестатистическая автомойка, главное чтобы бизнес был легитимным. «В нашем банке, как во многих других, главное условие — это наличие текущего счета и  положительная деловая репутация», — уточняет  начальник департамента развития альтернативных каналов и поддержки продаж УкрСиббанка Наталья Кузьмич.

Особых требований к субъектам хозяйствования банки не предъявляют. Процедура подключения торговца для всех банков стандартна: сбор пакета документов юридического лица, проверка службой безопасности банка, заключение договора эквайринга.

В дальнейшей положительной динамике на рынке эквайринга банкиры не сомневаются. «Сегодня, помимо законодательного требования к наличию POS-терминала, рынок идет в сторону бесконтактных терминалов. Кроме того, растет количество держателей карт. Сейчас банковские учреждения популяризируют  банковскую карту как основной платежный инструмент среди своих клиентов, а бизнес все чаще понимает удобство приема платежей по безналу», резюмирует директор по корпоративному бизнесу банка «Надра» Татьяна Кононова. 

Название банка

комиссия от оборота, %

Подключение к услуге

Стоимость аренды оборудования, грн/ мес

по своим картам

по чужим картам

Сitycommercebank

1,5

2,4

бесплатно

бесплатно

ВТБ

1

2,3

бесплатно

индивидуально

Надра Банк

1,5

2

бесплатно

бесплатно

Приватбанк

1,6

1,6

бесплатно

100

Райффайзен Банк Аваль

индивидуально

индивидуально

бесплатно

бесплатно

Укрсиббанк

1

2,3

бесплатно

79 ,  139

UniCredit Bank — ПАТ «Укрсоцбанк»

1

2

бесплатно

бесплатно

Банк «Финансы и кредит»

1,3

2,3

бесплатно

до 300

 

     

Данные: сайты и колл-центры банков 

Автор: Татьяна Кривенко