Предприятия активизировали свое развитие за счет банковского кредитования. В сентябре финучреждения выдали новых займов юрлицам на 12,9 млрд грн, сообщили в пятницу в Нацбанке. Это максимальный месячный показатель за последние 2,5 года — в последний раз банки выдали предприятиям больше кредитов только в марте 2011 года (14,6 млрд грн). В этом году в среднем компании привлекали от 2 млрд до 8 млрд грн ежемесячно. Сентябрьского прироста удалось достичь за счет активизации выдачи займов в национальной валюте — их юрлица привлекли на 11,8 млрд грн.
Участники рынка считают, что корпоративный сегмент нарастил объемы привлечения ресурсов из-за отсутствия иных источников средств. «Корпоративное кредитование очень зависит от сезонности, сейчас именно такой период, так как практически все отрасли экономики активно работают. В прошлом году были различные источники финансирования, сейчас компании в основном привлекают средства у банков»,— говорит председатель правления банка «Хрещатик» Дмитрий Гриджук.
Следует отметить, что сейчас привлечение финансирования на внешних рынках затруднительно из-за слишком высокой доходности — для частных предприятий она может превышать 15% годовых. Впрочем, банковское финансирование не является намного более дешевой альтернативой — по данным Нацбанка, ставки по долгосрочным кредитам для предприятий составляют 15-20% годовых. Однако привлечение кредитов является более простым механизмом активизации операционной деятельности, чем получение средств у иных инвесторов.
Свою роль сыграл и сезонный фактор, особенно актуальный для сельскохозяйственных предприятий. «Сентябрь был очень дождливым — цены на зерновые были нестабильными, а сбор подсолнечника и кукурузы затягивался. В такой ситуации аграрные предприятия пролонгировали ранее полученные кредиты, и особых погашений по долгам не было»,— отмечает заместитель председателя правления Райффайзен Банка Аваль Виктор Горбачев.
На кредитование бизнеса косвенно влияет и рост доходности по розничному кредитованию. «Корпоративный бизнес предоставляет замечательную возможность для развития дальнейших взаимоотношений с физическими лицами — через зарплатные проекты. Они подразумевают наличие не только конкурентных цен для компаний, но и более разнообразных предложений сотрудникам компаний, чтобы сильнее привязать их к банкам»,— говорит директор центра розничного бизнеса Укрсоцбанка Любомир Пунчев. Таким образом, кредитование бизнеса позволяет финучреждениям активнее зарабатывать на выдаче потребительских кредитов сотрудникам компаний-заемщиков.
Участники рынка уверены, что в ближайшие месяцы динамика роста корпоративного кредитования будут сохраняться. «Традиционно кредитование развивается довольно активно в октябре—первой половине декабря. В это время торговые компании увеличивают закупку продукции и расширяют склады перед новогодними праздниками,— говорит Виктор Горбачев.— После этого наступает январь, когда все спят, но до этих пор активность снижаться не будет».