По сути, созаемщики, не являющиеся родственниками «по документам», для финансовой организации ничем не отличаются от супругов-созаемщиков, состоящих в браке. Банк рассматривает размер доходов всех созаемщиков, наличие первоначального взноса и объект залога. Ни ставка, ни сроки кредитования для пар, живущих в гражданском браке, не меняются.
Но нюансы все-таки есть, и довольно значительные. Дело в том что зарегистрированные супруги после полной выплаты получают квартиру в совместную собственность, а гражданские – в долевую.
Созаемщики, не являющиеся родственниками, могут взять ипотечный кредит при условии, что они выступят соинвесторами. И доли их распределяются в зависимости от первоначальных договоренностей и финансового участия каждого.
Например, если первоначальный взнос 40% представляет собой сумма, полученная от продажи комнаты гражданской жены, а 60% по ипотеке выплатил за квартиру муж, то и собственность делится в таких же пропорциях. Впрочем, доли созаемщики определяют самостоятельно.
Долевая схема защищает интересы каждого из супругов. Ведь квартира, оформленная в гражданском браке на одного из супругов, по закону не имеет отношения ко второму супругу. И хотя есть возможность доказать причастность к покупке жилья через суд, это долгий и затратный процесс. Наследовать гражданский супруг жилье тоже не может, если нет завещания.
А если квартира была взята в ипотеку в долевую собственность, раздел имущества при разводе может быть вполне цивилизованным и справедливым. Можно продать квартиру, даже находящуюся под залогом, и разделить деньги в соответствии с вложениями. Если один из супругов хочет оставить квартиру за собой, он может выплатить второму компенсацию. При этом, если кредит еще не выплачен, банк может пересмотреть график выплат для остающегося в жилье экс-супруга.