«ЮЗТС начал сворачивать бизнес, мы отказались от большинства площадок, оставляя только те, где у нас уже были обязательства», — говорит один из бывших топ‑менеджеров ЮЗТС.
В 2012 году «Таврика» должна была погасить стабкредит НБУ на 160 млн гривен. Даже без этих выплат банк с начала года испытывал проблемы с ликвидностью, к его же середине большинство банков закрыли финучреждению Цюпко лимиты на межбанке.
Примерно в это время КЮЗ перевел все счета из «Таврики» в Сбербанк России.
«Цюпко хотел защитить КЮЗ от возможных проблем в своем банке. Завод был одним из самых крупных клиентов, поэтому его уход стал серьезным ударом», — рассказывает бывший топ‑менеджер Таврики.
По его словам, перед уходом КЮЗ полностью рассчитался по всем обязательствам.
Но он был не единственным связанным с Цюпко должником. В «Таврике» кредитовалась целая вереница фирм, участвовавших в строительных проектах ЮЗТС.
«Около 30% кредитного портфеля, или 1,2 млрд гривен, приходилось на связанные структуры», — утверждает адвокат пострадавших вкладчиков «Таврики» Сергей Крыжановский.
Почти вся эта сумма была выдана 11 компаниям, связанным со строительным бизнесом Цюпко за период с 2007 по 2011 год, под залог недвижимости.
В ноябре банк перестал возвращать депозиты, НБУ внес «Таврику» в категорию неплатежеспособных, а спустя месяц была введена временная администрация. В промежутке между этими двумя событиями всю недвижимость, которая находилась в залоге под кредиты 11 аффилированным с Цюпко компаниям, заменили на 67% акций КЮЗа.
В Нацбанке решили не тратить деньги на спасение проблемного учреждения: с марта 2013-го «Таврика» находится в стадии ликвидации. По словам бывшего топ‑менеджера ЮЗТС, сейчас Цюпко с семьей живет в Австрии. Связаться с ним источнику не удалось.
В апреле ликвидатор «Таврики» подал от имени банка иск в Хозяйственный суд Киева с требованием списать в пользу финучреждения заложенные акции КЮЗа. Таким способом временный администратор «Таврики» Наталья Соловьева хочет закрыть кредит компании Цюпко «Укрмегаполис», которая задолжала банку 136 млн гривен. Банк оценил 67% акций ювелирного завода в 135 млн гривен, ответчик (одна из строительных компаний Цюпко) пытался доказать, что их стоимость минимум в 2,5 раза больше. Суд первой и второй инстанции встал на сторону Соловьевой.
У компаний, близких к Цюпко, есть шанс обжаловать это решение в Высшем хозсуде Украины.
«Они уже проиграли два суда, в таком случае кассационная инстанция довольно редко отменяет ранее принятые решения», — говорит юрист компании.
Источник попросил двух инвестбанкиров оценить стоимость КЮЗа, они назвали диапазон 350-500 млн гривен. С учетом долгов компании 100% акций стоят не более 160 млн гривен. По процедуре банк после отчуждения залога выставит его на торги.
Кто станет следующим владельцем крупнейшего ювелирного завода Украины? Трое собеседников Forbes уверяют, что неприятности Цюпко из‑за того, что он отказался продать КЮЗ бизнесменам, близким к президенту страны. Личность следующего бенефициара КЮЗ сможет подтвердить или опровергнуть эти предположения.
Леся Войтицкая, Алексей Грибановский, Сергей Головнев