Евросоюз может ужесточить свою политику в отношении России как следствие введения РФ ограничений в торговле с Украиной и Молдавией. Комитет по вопросам иностранных дел Европейского парламента (ЕП) поддержал проект запроса в Еврокомиссию о мерах в ответ на давление России на страны Восточного партнерства (ВП). «Своими действиями в отношении стран Восточного партнерства Россия ставит под вопрос политику восточного соседства ЕС, которую мы должны защищать»,— говорится в запросе.Евросоюз может ужесточить свою политику в отношении России как следствие введения РФ ограничений в торговле с Украиной и Молдавией.
В качестве ответных шагов комитет рекомендует обеспечить полное соответствие европейским законам деятельности на территории ЕС всех российских компаний, прежде всего энергетических. В случае введения Россией ограничений в отношении товаров из стран—членов ВП Европарламенту рекомендуют принять аналогичные меры в отношении российских товаров. Также ЕП советуют изучить возможность введения «зеркальных» визовых ограничений в отношении трудоустройства граждан России в странах ЕС. По мнению депутатов, Еврокомиссия должна рассмотреть возможность предоставления странам Восточного партнерства финансовой помощи, в одностороннем порядке открыть доступ для товаров из этих стран на рынок ЕС, а также либерализовать визовый режим.
Опасения европейцев не беспочвенны. Вчера премьер-министр РФ Дмитрий Медведев не исключил применение защитных мер к товарам из Украины после подписания соглашения об ассоциации с ЕС. «В рамках подписанного договора о зоне свободной торговли стран СНГ нам придется применять приложение N6 о защитных мерах в случае угроз экономического характера, если таковые будут»,— заявил он в Астане после заседания Высшего Евразийского экономического совета на уровне глав правительств. Суть угрозы РФ состоит в том, что если рост импорта из Украины нанесет ущерб промышленности Таможенного союза, государства-участники ТС смогут ввести пошлины в отношении украинских товаров в размере ставки режима наибольшего благоприятствования. В частности, Россия будет взимать ставки пошлин, применяемые к странам-членам ВТО.
По словам господина Медведева, из-за выбора, который сделала Украина, в торговых отношениях с Россией наступят «не самые простые времена». И хотя Украина по-прежнему может быть наблюдателем в Таможенном союзе (ТС), однако подписание договора об ассоциированном членстве с ЕС «де-юре и де-факто практически закрывает для нее возможности полноценного участия в ТС». «Катастрофы не случится», но объем торгового сотрудничества и объем экономического взаимодействия Украины и РФ «будут сужаться».
Украина намерена присоединиться к 70 соглашениям ТС, уточнил вчера премьер-министр Николай Азаров. Из около 200 соглашений ТС страна может подписать лишь те, которые не препятствуют подписанию ассоциации с ЕС. «Это как раз абсолютно корректная, правильная юридически фраза, что они понимают, что смогут присоединиться к Таможенному союзу только в части, не противоречащей договоренностям с европейцами»,— подчеркнул российский премьер, сказав, что «этой части практически нет».
Жесткую позицию РФ разделяют не все члены Таможенного союза. Премьер-министр Белоруссии Михаил Мясникович заявил, что не видит угроз для украино-белорусских торговых отношений после вступления в силу зоны свободной торговли Украины с ЕС. По его словам, во время встречи с премьером Николаем Азаровым он договорился о создании рабочей группы по развитию двусторонних торговых отношений. «У нас огромный товарооборот, и, естественно, мы обеспокоены, чтобы это (зона свободной торговли с ЕС.—»Ъ«) не сказалось на торгово-экономических отношениях»,— пояснил господин Мясникович.
Российские чиновники уверены, что Европарламент не может ввести такие ограничения. «Это заявление преждевременное и вызывает сожаления. РФ не давала оснований обвинять ее в нарушении своих международных обязательств. В свою очередь у ЕС нет законных оснований пересматривать таможенные ставки для российских товаров, нарушая тем самым свои обязательства перед ВТО»,— заявил «Ъ» высокопоставленный источник в посольстве РФ.
По словам экспертов, возможные ограничения со стороны ЕС могут иметь нетарифный характер. «Помимо энергетики, где „Газпром“ очень болезненно реагирует на антимонопольные инициативы ЕС, возможно ужесточение контроля над происхождением инвестиций, а также более жесткий антикоррупционный контроль над всеми сделками с участием российского капитала»,— уверен научный консультант Центра им. Разумкова Владимир Сиденко.