«Коммерческая логистика» получила в Национальной комиссии по регулированию связи лицензию на радиочастотный ресурс под Wi-Fi в Киеве весной этого года.
Горадминистрация начала думать о подобных проектах гораздо раньше. Кубраков рассказывает, что проект по организации бесплатного Wi-Fi доступа в общественных местах Киева был инициирован КГГА еще в конце 2011 г.
В начале 2012-го состоялись переговоры с телеком-операторами и поставщиками оборудования, но они не принесли существенных результатов. Ближе к Евро-2012 в КГГА обратились представители проекта Wifi.ua. Они предложили реализовать пилотный проект бесплатного Wi-Fi в фан-зоне на Крещатике.
С улицы в трамвай
Руководитель WiFi.ua Дмитрий Прокопьев говорит, что в общественных местах Киева сейчас установлено около 100 хот-спотов. Следующий шаг — внедрение Wi-Fi в общественном транспорте. Первыми будут оборудованы вагоны на маршрутах скоростного трамвая от площади Победы до Борщаговки. Всего до конца месяца будет установлено около 60 передатчиков.
Проект предполагает «включить» Wi-Fi примерно в 100 столичных вагонах. Нужно сказать, что «Интертелеком» уже выполнял подобные проекты в Виннице. Wi-Fi в общественном транспорте также появлялся во Львове, Одессе и Днепропетровске.
Участники рынка говорят, что у проекта есть перспективы. Исполнительный директор ассоциации Wireless Ukraine Олег Соболев уверяет, что компании не придется вкладывать большие деньги в оборудование.
Одна точка Wi-Fi, по его словам, стоит несколько сотен долларов. Хотя представитель конкурентного проекта WiFi.in.ua (ООО «Ай. Ти. Эн.Ти.», которое уже установило по Украине около 1,5 тыс. Wi-Fi хот-спотов) добавляет, что с учетом затрат на установку точки в общественном месте сумма инвестиций увеличивается до 5 тыс. грн.
Собеседник «Капитала» отмечает, что при передаче трафика на передатчики Wi-Fi через мобильную сеть «Интертелекома» в случае, если в трамвае одновременно окажется много пользователей, качество сигнала может заметно пострадать.
Заработок на просмотрах
Основатели WiFi.ua решили зарабатывать на рекламе. Перед тем как войти в сеть, пользователь должен будет просмотреть 28 секунд рекламы. Монетизация проекта с помощью рекламы — задача достаточно сложная. Основная проблема тут заключается в том, что уровень развития рынка мобильной рекламы в Украине все еще остается очень низким, сетует Прокопьев.
Wi-Fi в транспорте тоже пока не популярен. Недавний опрос TNS в городах-миллионниках показал, что люди чаще всего подключаются к Wi-Fi в ресторанах быстрого питания (55 % опрошенных). Второе и третье место по популярности разделяют ТРЦ и учебные заведения. Wi-Fi в транспорте используют только 8 % опрошенных.
Впрочем, эксперты верят в инновацию. Реклама, которая демонстрируется на устройствах, подключенных к бесплатной сети W-Fi — это зарождающаяся ниша на рынке, говорит независимый консультант в области рекламы и маркетинга Юрий Луценко. По его словам, она дает возможность ненавязчиво и очень таргетированно продвигать определенные виды товаров и услуг.
От других видов рекламы она отличается высокой степенью вовлечения пользователя — ведь потребитель должен обязательно просмотреть рекламу, если хочет бесплатно войти в интернет. Соответственно, и эффективность ее гораздо выше.
«Если в интернете считается хорошим показателем, когда один из 100 посетителей сайта кликает на баннер, то при использовании Wi-Fi рекламы этот показатель в 50 раз выше», — отмечает Луценко. Естественно, и цены за контакт тут отличаются. Каждый показ рекламы обойдется рекламодателю в 2‑3 грн.
В проекте WiFi.in.ua сейчас пытаются продавать один показ по цене от 1 до 15 грн в зависимости от целей заказчика и охвата аудитории. Эта компания тоже только начинает продвигать «интернет за рекламу». Кроме того, «Ай. Ти. Эн. Ти.» предлагает и выход в интернет за абонплату — от 1 грн в час до 45 грн в месяц.
Компания сосредоточилась на покрытии Wi-Fi в украинских университетах. Чуть ли не половина их студентов согласится смотреть рекламу и бесплатно получать доступ в сеть, говорит Луценко. Профиль потребителя в трамваях, по его мнению, скорее всего, будет схож — в них тоже полно студентов.