Закрепить за Симферополем статус столицы Автономной республики Крым (АРК) предложил народный депутат Лев Миримский (внефракционный). Его законопроект N3286 определяет перечень столичных функций Симферополя и методы их реализации. В частности, предлагается финансировать из госбюджета расходы на «столичные функции» Симферополя и предоставлять государственные гарантии на инвестиции, привлекаемые на развитие инфраструктуры города. В этом году бюджет Симферополя составил 1,2 млрд грн. Дополнительно в виде бюджетных субвенций городу было выделено 18,5 млн грн. Сейчас Симферополь имеет статус административного центра АРК, аналогичный статусу областного центра.
«Симферополь за лето пропускает через себя около 5 млн туристов, у города должны быть дополнительные полномочия»,— пояснил Лев Миримский.
Депутат предлагает передать в коммунальную собственность «имущество предприятий, учреждений, организаций и других объектов государственной собственности», а также выделить органам местной власти отдельный канал связи, теле- и радиоканал.
Законопроект предусматривает реорганизацию органов местной власти. Сейчас в городе избираются городской совет и мэр, который выполняет функции председателя горсовета. Параллельно Лев Миримский предлагает создать городскую государственную администрацию, выполняющую функции исполнительной власти, главу которой назначал бы президент. В полномочия администрации, в частности, будет входить распоряжение бюджетом города, реализация земельных, жилищно-коммунальных, социальных программ. Мэру Симферополя, согласно документу, разрешается представлять столицу Крыма в Верховном совете АРК и принимать участие в подготовке государственных программ, касающихся развития города.
«Будет такой же принцип, как в Киеве. Некоторые функции будет исполнять городской совет, некоторые — городская администрация, глава которой будет ответственен перед президентом. Не исключено, что возглавлять горсовет и городскую администрацию будет один человек»,— пояснил Лев Миримский.
Напомним, что, помимо Киева, горсовет и городская администрация действуют в Севастополе.
Мэр Симферополя Виктор Агеев не против предоставления городу статуса столицы Крыма.
«Бюджетные преимущества, которые увидит город после получения статуса столицы, помогут улучшить качество дорог, решить жилищно-коммунальные проблемы, провести ремонт тротуаров, школ, построить новые детские сады, повысить суммы, выделяемые на бесплатное питание школьников и развитие городской инфраструктуры»,— заявил он.
При этом делиться полномочиями с главой администрации действующий мэр не готов. По его словам, создание городской администрации «нецелесообразно» для Симферополя, население которого составляет 360 тыс. человек: «Это актуально для мегаполисов, таких как Киев. Кроме того, создание городской администрации приведет к тому, что мэр лишится функций исполнительной власти. Такие вещи следует выносить на обсуждение горожан».
В Ассоциации городов Украины также не видят смысла в особом статусе Симферополя. «Это фактически подчинит город исполнительной власти. Городской совет будет лишен своего исполнительного комитета, будет ходить на поклон к государственной администрации и будет там на вторых ролях. Это не местное самоуправление, а какой-то суррогат»,— считает директор аналитического центра ассоциации Владимир Пархоменко.
По мнению эксперта, киевская система организации местной власти доказала свою неэффективность. «У нас Киев по экономическим показателям не лучше других городов, в том числе и по отчислению налогов на доходы физических лиц. Не уверен, что статус столицы дал бы Симферополю преимущества»,— сказал господин Пархоменко. Он напомнил, что принятие законопроекта повлечет за собой внесение изменений в Конституцию: «В основном законе страны есть только два города с особым статусом — Киев и Севастополь. Сомневаюсь, что этот документ получит поддержку конституционного большинства».