Парламент принял закон, позволяющий водителям добровольно обменивать водительские удостоверения советского образца на новые документы. Как известно, в феврале департамент ГАИ предупредил, что водительские удостоверения советского образца, выданные до 1993 года, необходимо обменять до 1 января 2014 года в связи с вступлением в силу закона «О едином государственном демографическом реестре». Ст. 29 этого закона предусматривает, что водители должны иметь удостоверения в виде пластиковой карты с чипом внутри.
Вместе с тем, как пояснил автор закона народный депутат Валентин Ничипоренко (Партия регионов), решение об обязательном обмене удостоверений является «преждевременным», поскольку большинство владельцев старых документов не могут оплатить процедуру их замены. Теперь обмен будет необходим только в случае поездок за границу, порчи, утраты удостоверения и при получении новой категории прав.
Следует отметить, что, по данным ГАИ, по состоянию на январь 2013 года в стране насчитывалось около 1,2 млн владельцев удостоверений советского образца. Как сообщили в ГАИ, уже произведен обмен 740 тыс. удостоверений. Сейчас центры по оказанию услуг, связанных с автотранспортом (бывшие МРЭО), выдают удостоверения образца 2011 года сроком действия 30 лет. Стоимость обмена старых удостоверений на новые составляет от 198 до 224 грн.
В ГАИ отнеслись к принятию закона спокойно. «Конечно, для нас удобнее, если бы удостоверения были унифицированы. Однако большой проблемы в этом нет. К тому же опыт показывает, что владельцы прав советского образца более дисциплинированы, чем обладатели документов поздних образцов»,— рассказал начальник Центра безопасности дорожного движения и автоматизированных систем при МВД Сергей Будник. По его словам, советские удостоверения учтены в базах данных ГАИ.
Кроме того, как стало известно, в Госавтоинспекции проходит очередная реорганизация. Районные и городские отделы ГАИ выводят из подчинения городским и районным отделам милиции и переподчиняют напрямую областным управлениям ГАИ, которые входят в состав областных управлений МВД. Следует отметить, что городские и районные отделы ГАИ были переданы в подчинение местным подразделениям МВД в 2011 году. Потом штат этих подразделений был сокращен, что вызвало недовольство руководства департамента. "В некоторых подразделениях осталось всего по 3-4 человека, что снизило способность ГАИ влиять на ситуацию на дорогах,— рассказал собеседник в ГАИ. Реорганизация, по его словам, позволит улучшить управление подразделениями. Не исключено также расширение штатов подразделений ГАИ.
Правозащитник, автор книги «100 аргументов против штрафов ГАИ» Владимир Караваев скептически оценивает эффективность такой реорганизации. «ГАИ необходимо уделить внимание качеству организации дорожного движения — например, заняться ликвидацией пробок и причин их возникновения. Простое увеличение штатов может не решить всех проблем, поскольку организацией движения по-прежнему будут заниматься немногие, зато на трассах в кустах сотрудников ГАИ прибавится»,— считает господин Караваев.