Напомним, в июле и августе продажи автомобилей в связи с ожиданием введения утилизационного сбора выросли на 20-30% к предыдущим месяцам, и многие покупатели спешили зарегистрировать авто до 1 сентября. В сентябре же возникла проблема с регистрациями авто в МРЭО, поскольку по закону покупатель должен предоставить справку об уплате сбора импортером или украинским производителем (либо об освобождении от его уплаты для производителей).
Однако форму справки, которая является документом строгой отчетности, Мнндоходов обнародовало только на прошлой неделе. Кроме того, было не ясно, кто должен выдавать такие справки.
В то же время, украинские автопроизводители на пресс-конференции в рамках Столичного Автошоу, организатором которого является корпорация «УкрАВТО», сообщили, что на следующей неделе ожидают постановление правительства, которое позволит производителю до момента появления таких справок выдавать собственный бланк об освобождении от уплаты сбора.
Импортерам же такая временная справка, по информации генерального директора ВААИД Олега Назаренко, будет выдаваться на таможне.
По мнению вице-президента корпорации «УкрАВТО» по продажам Вахтанга Васадзе, цифра продаж 190-195 тысяч автомобилей в этом году не является критической в связи с тяжелой ситуацией в экономике в целом.
«Если бы у нас ВВП прирос на 6%, и при этом рынок авто сократился до 195-200 тысяч штук — это был бы катаклизм. А сейчас точный прогноз дать сложно, но то, что рынок не очень изменился в сложной экономической ситуации, действует обнадеживающе, и можно констатировать, что обвала рынка, или значительного падения, нет», — отметил он.
По мнению Васадзе, это должно стать сигналом, прежде всего, для финансовых учреждений для увеличения кредитования покупки автомобилей.
«Пока мы не видим таких изменений — за 8 месяцев 2012 года доля кредитных продаж составляла 23%, а в этом году — 21-22%. Финансовые институты должны повернуться лицом к рынку», — считает он.
В то же время, он опроверг заявления о том, что с введением пошлин или утилизационного сбора значительно выросли или вырастут цены на автомобили.
«Рост цен в этом году — 4-6% (в предыдущие годы почти такой же), а говорили, что будет 15-30%! На самом деле, все зависит от того, кто как работает. Я говорю (от »УкрАВТО«), как крупнейший импортер — мы свою долю будем увеличивать и сделаем все, чтобы цены не изменились. А те, кто планирует пока не завозить машины, только проиграют, потому что такие решения в конечном итоге влияют потом на узнаваемость бренда и продажи», — отметил Васадзе.
Омельницкий также, отвечая на вопрос о возможных переменах на рынке после подписания соглашения об ассоциации с ЕС (т.е. автоматической отмене введенной в апреле спецпошлины), отметил, что в этом случае изменения коснутся только структуры импорта — если после введения спецпошлин операторы сделали ставки на дизельные двигатели и на авто с двигателем 1,5 литра, то после отмены пошлин вернутся к прежней ситуации.
Напомним, в 2012 году рынок легковых автомобилей в Украине сократился на 1,4% к 2011 году — до 217,58 тысяч единиц, а в текущем году с учетом введения в апреле специальной пошлины на импорт наиболее массовых авто, и утилизационного сбора с 1 сентября текущего года предположили, в частности, сокращение рынка на 10-15%.
В то же время глава ассоциации «Укравтопром» Михаил Резник прогнозирует, что Украинские автопроизводители в текущем году, по предварительным данным, произведут около 52-55 тысяч автотранспортных средств, что на 32-28% меньше аналогичного показателя 2012 года (76,2 тысяч ТС).
«В этом году ожидаем производство 52 тысячи автотранспорта, ну максимум 55 тысяч, если восстановится экспорт. На следующий год возможно производство до 100 тысяч единиц при сохранении нынешней ситуации по поддержке автопрома и дальнейших шагов по стимулированию спроса. НО ситуация сегодня в отрасли очень тяжелая», — сообщил он.
В то же время на пресс-конференции он сообщил, что введение мер поддержки отечественного автопрома позволило увеличить его долю в общем объеме продаж легковых автомобилей выросла с 13 до 20%.
Касаясь вопроса о возможных бонусных выплатах при сдаче на утилизацию старого автомобиля, Резник отметил агентству, что на эти цели должны поступать 20% средств от уплаты экологического налога за утилизацию ТС.
«Никто не говорит, что бонусы должны выплачиваться только в случае покупки отечественного автомобиля — но, можно, как в России, ограничить стоимость приобретаемого нового для получения этих бонусов. Почему мы должны платить из бюджета деньги на покупку, например, французского авто?», — отметил он.
Касаясь вопроса о негативной реакции ЕС на введение утилизационного сбора, от уплаты которого освобождены автопроизводители, М.Резник отметил, что Украина намерена следить в этом плане за процессами, происходящими сейчас в РФ, гда также пока производители не платят сбор.
«Если мы что-то не совсем правильно сделали в отношении обязательств в рамках ВТО — посмотрим, как будет вести себя в этом плане Россия, и идти следом», — отметил он.
Напомним, украинские производители автотранспортных средств в 2012 году выпустили 76,281 тысячи автомобилей и автобусов, что на 27,1% меньше, чем за 2011 год, в том числе 69,687 тыс. легковых автомобилей (на 28,6% меньше), 3,359 тысячи автобусов и троллейбусов (на 10,1% меньше) и 3,235 тысячи грузовых и коммерческих автомобилей (на 2,9% меньше).
В январе-августе текущего года темп сокращения автопроизводства замедлился до 46% к аналогичному периоду прошлого года — до 29,08 тысячи, тогда как в первые два месяца года падение было троекратным из-за простоев ведущих автозаводов.
Автопроизводители считают, что несколько улучшить критическую ситуацию в отрасли помогло введение дополнительных пошлин на импорт автомобилей, и введение утилизационного сбора, и ожидают дальнейших шагов по поддержке автопроизводства и стимулированию потребительского спроса.