Издание отмечает, что власти активизируют попытки привлечь бизнес для строительства дорог. В августе Кабмин утвердил технико-экономическое обоснование (ТЭО) окружной дороги вокруг столицы, в начале сентября решил передать в концессию трассу Харьков-Новомосковск-Симферополь. Эксперты оценивают подобные планы скептически. Опыт Венгрии и Польши говорит о том, что концессия обходится потерями для госбюджета. Причины — высокая цена автобанов, низкий уровень доходов граждан и интенсивность трафика.
«Мы рассматриваем этот проект как пилотный, и суть — не в том, чтобы отдать в частные руки уже построенный, новый участок трассы, а в том, чтобы заинтересовать инвестора. В Украине нет опыта платной эксплуатации дорог, зато есть большие риски окупаемости вложенных в строительство дорог средств», — сообщил Галушко.
Так, Укравтодор предлагает инвестору начать с ремонта существующей дороги, участка Харьков-Новомосковск длиной 159,7 км, чтобы довести его по качеству до режима платности. После совместно с государством соорудить новый участок дороги — от Харькова до границы с Россией (село Щербаковка) в рамках того же концессионного соглашения.
Всего в Украине готовится шесть проектов платных дорог, сообщил чиновник.
«Кроме трассы Харьков-Симферополь, второй масштабный проект — это автомагистраль от Ульяновки до Симферополя по Правобережной Украине, длиной 475 км», — добавил он.
«Нынешние шесть концессионных проектов потянут в целом на 1500 км дорог. Но вообще задача стоит привлечь инвесторов для строительства 4000-5000 км — чтобы полностью связать Украину автобанами с запада на восток и с севера на юг», — пообещал Галушко.
Говоря о возможных тарифах на проезд по будущим платным дорогам, которые начнут появляться с 2015 года, представитель Укравтодора озвучил сумму от 30-40 копеек для легкового авто и 0,9-1 грн — для грузовика.
«Даже если возврат на инвестиции будет меньшим, чем мы рассчитываем, концессионные дороги — в любом случае огромная выгода для государства. Вы подумайте — по нашим подсчетам, чтобы привести украинские дороги в порядок, ежегодно на них нужно в течение 10 лет тратить около 40 млрд гривен. У нас таких средств нет, и в ближайшее время, скорее всего, не появятся», — резюмировал чиновник.
Добавим, что пока правительство в рамках реформы дорожной отрасли предложило передать большинство дорог на содержание местной власти. Стоит напомнить, что в июне Кабмин уже одобрил с доработками законопроект, предусматривающий платное пользование дорогами для перегруженных автомобилей.