Он отметил, что накануне представители министерства экономики Польши заявляли, что по итогам пересмотра списка приоритетных софинансируемых ЕС проектов в августе текущего года ЕАНТК будет исключен из него.
Собеседник агентства позитивно оценил факт сохранения этого проекта в списке приоритетных, заметив, что «Сарматия» планирует подать заявку на получение дофинансирования из ЕС по нему до конца текущего месяца.
Скрипка сообщил, что в этой заявке акционеры «Сарматии» должны предоставить документы, которые подтверждают их готовность внести часть средств на финансирование проекта, а также информацию о других источниках его финансирования. Гендиректор компании сказал, что он верит в возможность получение таких документов от всех акционеров «Сарматии», выразив убежденность в том, что Еврокомиссия примет позитивное решение по этому проекту.
«Думаю, что со стороны Еврокомиссии проблем не будет. Проект пользуется поддержкой ЕК, никто не сомневается в том, что он важен для энергетической безопасности Европы»,- сказал он.
Собеседник агентства сообщил, что Еврокомиссия должна принять решение о выделении средств на ЕАНТК до конца текущего года.
Он добавил, что 10-11 сентября в Киеве должна состояться встреча по этому проекту, на которую приглашены все участники «Сарматии».
Напомним, в июле гендиректор «Сарматии» заявлял о том, что компания может потерять дофинансирование проекта Еврокомиссией из-за позиции польского министерства экономики, которое затягивает встречу по поводу подписания международного договора по реализации ЕАНТК.
Скрипка называл подписание такого документа необходимым условием для реализации проекта, в то время как польское министерство экономики считает это необязательным, а главное – наличие поставщиков и покупателей каспийской нефти.
Евросоюз может выделить около 120 млн евро, или 25% стоимости строительства польского участка ЕАНТК, если «Сарматия» найдет остальные 75% средств, необходимых на его реализацию.
Ранее представители «Сарматии», акционерами которой являются национальные нефтетранспортные компании из Украины, Польши, Азербайджана, Грузии и Литвы, сообщали о намерении привлечь для этого проекта кредитные средства, а также выделить часть собственных. В то же время представители польских властей неоднократно подчеркивали, что проект должен быть экономически обоснован и реализован исключительно на коммерческих условиях.
Справка
Международную трубопроводную компанию «Сарматия» создали в 2004 году украинская „Укртранснафта” и польская PERN Przyjazn для развития проекта ЕАНТК, предусматривающего создание маршрута поставок конкурентной для российской каспийской нефти в Европу.
Идея проекта ЕАНТК возникла еще в начале 1990-х годов, но до сих пор не удалось найти инвесторов, желающих вложить свои средства в его реализацию, кроме Украины, которая самостоятельно достроила трубопровод «Одесса-Броды» в 2001 году.
Критики проекта называют его экономически необоснованным из-за того, что в Каспийском регионе нет достаточного количества нефти, которая могла быть транспортирована по этому маршруту в Европу, и сами клиенты не заинтересованы в покупке каспийской нефти из-за ее более высокой цены, чем российская.
Акционерами созданной национальными нефтетранспортными компаниями Украины и Польши «Сарматии» с 2008 года также являются госкомпании из Азербайджана, Грузии и Литвы.