«Ротем Украина», по данным госпредприятия «Информационно-ресурсный центр», была создана 3 июля. Основные виды деятельности фирмы — производство железнодорожных локомотивов и подвижного состава, указано в ее регистрационных документах. Адрес «Ротем Украина» - Донецкая область, Дружковка, ул. Ленина, 7 — совпадает с адресом Дружковского машиностроительного завода.
Уставный фонд компании — 1000 гривен, 99% в ней принадлежит «Горным машинам», на 1% — Дружковскому машзаводу. Руководитель «Ротем Украина» — директор по правовому обеспечению «Горных машин» Андрей Афиногенов.
Дружковский машзавод выпускает горношахтное оборудование, а также электровозы и дизелевозы. 2012 год завод закончил с прибылью в $11 млн и выручкой в $110 млн. Завод входит в машиностроительный холдинг СКМ «Горные машины», выручка которого в 2012 году — $415 млн, EBITDA — $82 млн.
На заводе «внедряется проект по концентрации производства», сообщила директор по корпоративным коммуникациям «Горных машин» Елена Плахова. Часть цехов объединят, на освободившемся месте разместится новое производство, говорится в ее письменном ответе.
«Мы ведем переговоры как с украинскими, так и с иностранными потенциальными инвесторами, в том числе и с Hyundai Rotem, — написала Плахова. — Нюансы переговоров не подлежат разглашению, так как они находятся на начальном этапе».
В киевском представительстве Hyundai отказались от комментариев.
Локальный эффект
Hyundai Rotem входит в корейскую Hyundai Motor и производит поезда, военную технику и заводское оборудование. В конце 2010 года компания заключила контракт с «Укрзалізницей» на поставку 10 электропоездов. Сделка на 85% ($261 млн) была профинансирована за счет десятилетнего кредита корейского Eximbank. Электрички Hyundai в Украине появились в мае прошлого года.
Для Hyundai Rotem совместный выпуск электропоездов с компаниями других стран — обычная практика. Компания производит поезда на предприятиях в Корее, США и Турции.
Сколько может стоить проект «Горных машин» и Hyundai? Запуск производства скоростных поездов на Крюковском вагонзаводе стоил $100 млн и занял три года, рассказал один из топ-менеджеров предприятия.
Стоимость проекта будет зависеть от степени локализации производства, отмечает аналитик Concorde Capital Роман Дмитренко. По его данным, Hyundai и «Турецкие железные дороги» потратили на запуск совместного производства $15 млн при локализации 30%, испанская Talgo и «Казахские железные дороги» — около $80 млн при локализации 50%. Немецкий Siemens и российская «Синара» в мае 2013 года начали производство первых поездов «Ласточка» на совместном предприятии «Уральские локомотивы». Заявленные инвестиции в проект — $330 млн, к 2017 году локализация производства должна достичь 80%.
СКМ ведет переговоры о строительстве завода Hyundai на территории Дружковского машзавода, сказал мэр Дружковки Валерий Гнатенко на пресс-конференции в конце июня прошлого года. В СКМ тогда опровергли его слова.
За месяц до того первый заместитель генерального директора «Укрзалізниці» Николай Сергиенко сообщил, что вопрос производства поездов в Украине обсуждался с Hyundai. «Мы ищем потенциальных участников этого проекта, предлагаем корейской стороне украинских партнеров», — процитировала в 2012 Сергиенко пресс-служба «Укрзалізниці».
Осенью 2012 года тогдашний вице-премьер — министр инфраструктуры Украины Борис Колесников заявил, что Украина больше не будет импортировать готовые поезда и намерена развивать производство на своей территории. Потребность «Укрзалізниці» в электропоездах на ближайшие 10 лет он оценил в 10 млрд евро. Один скоростной электропоезд производства КВСЗ стоит 19,3 млн евро, Hyundai Rotem — 23 млн евро, Skoda Vagonka — 20 млн евро, Siemens Desiro — 12,5 млн евро.
Андрей Самофалов, Юрий Винничук