Банкиры добились обещания Минюста упростить процесс регистрации недвижимого имущества и получения информации о нем. Проблемы в этой сфере возникли в начале года, когда вступил в силу закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их обременений». Единой информационной системой, содержащей сведения о правах на недвижимое имущество, их обременений, а также об объектах и субъектах этих прав, стал государственный реестр имущественных прав на недвижимое имущество (госреестр прав). В него начали вносить информацию из реестра прав собственности на недвижимое имущество, госреестра ипотек и единого госреестра запретов на отчуждение объектов недвижимого имущества. Однако из-за спорных норм у банков возникли сложности при регистрации прав на недвижимость и ее ипотеки.
Для решения проблемы Минюст разработал законопроект N2049а, а также проект изменений в постановление правительства N703/2011. Этим документом планируется определить порядок использования данных государственного реестра ипотек и единого госреестра запретов на отчуждение объектов недвижимого имущества, в частности в форме выдержек, при предоставлении информации из нового госреестра прав.
В случае отсутствия данных в реестре регистратор сможет полагаться на информацию остальных трех баз данных. «Проектом предложено определить, что госрегистрация прекращения обременения недвижимости ипотекой проводится нотариусом одновременно со снятием запрета, введенного при освидетельствовании договора ипотеки»,— говорится в письме Минюста к Национальной ассоциации банков (НАБУ).
Главной проблемой является отсутствие прямого доступа к данным реестра. «Если объект не зарегистрирован в госреестре имущественных прав на недвижимое имущество, то для получения выписки об обременениях необходимо предварительно провести процедуру регистрации прав в реестре»,— отмечает член правления Фидобанка Роман Шевцив. Эти процессы занимают много времени. «Ипотекодатель может взять общую выписку только в регистрационной службе, а нотариус, оформлявший ипотеку, предоставить ее не может,— отмечает начальник управления правовой поддержки больших и международных корпоративных транзакций Укрсоцбанка Сергей Охрименко.— Для прекращения ипотеки банку необходимо предоставить заявление в регистрационную службу или оформить нотариальный договор прекращения ипотеки между банком и ипотекодателем. Ранее для прекращения ипотеки достаточно было предоставить письмо нотариусу, и он снимал обременения с объекта ипотеки».
Кроме того, участники рынка недовольны необходимостью исключать записи об отягощении недвижимости из реестров, которые с 2013 года функционируют только в режиме просмотра,— государственного реестра ипотек, единого реестра запретов отчуждения недвижимого имущества. «Эта обязанность возложена на ипотекодержателя — банк. Для того чтобы удалить данные об отягощении объекта недвижимости, необходимо сначала осуществить регистрацию объекта недвижимости в новом реестре вещных прав на недвижимое имущество, что может быть осуществлено только по заявлению собственника предмета ипотеки. Таким образом, банк нарушает сроки, в которые он должен осуществить снятие отягощения с предмета ипотеки, так как собственнику необходимо предварительно осуществить регистрацию такого объекта в новом реестре»,— говорит зампред правления ВиЭйБи Банка по юридическим вопросам Любомир Шершун.
Банкиры рассчитывают, что проект Минюста позволит упростить работу с недвижимым имуществом за счет объединения нескольких источников информации об обременениях в одном реестре и упрощения процедуры получения данных об обременениях. «Расширение полномочий нотариусов в сфере работы с реестром вещных прав на недвижимое имущество существенно ускорит процесс регистрации информации о недвижимости и отягощениях недвижимости и ускорит процессы оформления документов»,— отмечает Любомир Шершун.
Впрочем, далеко не все пожелания банков учтены Минюстом. В частности, на предложение указывать в выписках из реестров информацию о наличии самовольного строительства министерство пояснило, что в госреестре прав такие данные не фиксируются. Обнаружение незаконного строительства осуществляется только при технической инвентаризации, которая проводится в основном по желанию заказчика. Это повышает риски банков. «Существующая процедура не дает банку ответа на вопрос, было ли осуществлено самовольное строительство, то есть банк несет дополнительные риски»,— отмечает главный юрисконсульт юридического управления Банка Национальный кредит Юрий Сайко. «Наличие документального подтверждения этой информации является принципиально важным для банков при выдаче кредитов под залог недвижимости,— отмечает координатор комитета по вопросам защиты прав кредиторов НАБУ Инна Богатых.— Для уменьшения рисков признания недействительными договоров ипотеки НАБУ предлагает предусмотреть необходимость включения в выписку, которая предоставляется из госреестра прав, данных о выявленных при инвентаризации фактах самовольного строительства или обязать уполномоченные органы выдавать собственникам имущества отдельный документ об отсутствии самовольного строительства».