Десятка крупнейших провайдеров продолжает отрываться от преследователей: в первом полугодии они росли почти вдвое быстрее рынка — на 5,8%. Всем представителям топ-10 удалось нарастить число подключений. Лидеры роста — «Киевстар» (12,5%), «Фрегат» (11,7%) и «Тенет» (10,4%). Меньше всего увеличилась абонентская база «Триолана» — на 0,8%.

По итогам полугодия в топ-10 провайдеров произошло лишь одно изменение. Киевский «Ланет», принадлежащий Виктору Мазуру, обошел группу компаний Airbites (объединяет нескольких провайдеров в Западной Украине). 

Крупнейшие игроки рынка широкополосного интернета (количество пользователей)

Провайдер на 01.01.2013 на 01.07.2013
1 «Укртелеком» 1 541 000 1 606 000
2 «Киевстар» 629 300 709 900
3 «Воля» 534 300 550 000
4 «Триолан»* 211 300 213 000
5 «Датагруп» 170 000 174 000
6 «Вега» 150 000 152 700
7 «НПП «Тенет» 108 200 119 800
8 «Фрегат СП» 98 600 110 400
9 «Фринет» 85 000 90 900
10 «Ланет» 76 000 85 000

*Включены все компании, ранее работавшие под брендом «Триолан». Возможно изменение показателей, связанное с предполагаемой реструктуризацией группы

 

Татьяна Сумина, директор по корпоративной стратегии «Киевстар»

В отличие от рынка мобильной связи, в фиксированном интернете для домохозяйств — бурный рост. Отчасти этот процесс «подогрет» отсутствием доступа для большинства жителей Украины к мобильному интернету по технологии 3G/LTE. Интернет по оптическому волокну работает 24 часа в сутки, не зависит от качества сигнала или перегрузки сот, скорость приема/передачи — до 100 Мбит/с, а плата за такой продукт в Украине — вполне доступна. Мы видим, что в странах с развитыми технологиями 3G/LTE телеком-операторы все равно строят волоконно-оптические сети для массового рынка, поскольку только они способны донести до потребителя супертяжелый контент, который будет востребован в ближайшей перспективе.

В то же время рынок фиксированного интернета остается очень фрагментированным, и скорее всего, здесь будет продолжаться консолидация мелких игроков. Проблема рынка — отсутствие регулирования в разрезе игроков и их сетей, а также недостаток контроля над легальностью работы местных операторов. Множество мелких провайдеров, находясь в тени, имеют возможность применять ценовой демпинг, не уплачивая налоги и прочие обязательные платежи.

Если говорить о наиболее значимых событиях на этом рынке — это продажа «Укртелекома», крупного игрока, который исторически унаследовал техническую инфраструктуру фиксированной связи, в частности, узлы доступа, систему кабельной канализации, используемую другими интернет-провайдерами для подключения собственных сетей. Это позволяет «Укртелекому» влиять на рынок фиксированной связи.

Алексей Давиденко, коммерческий директор IPNET 

Основная тенденция на рынке в первом полугодии, а особенно во втором квартале 2013 года — снижение уровня доходов участников рынка примерно на 0,5% в месяц на фоне декларируемого небольшого роста абонентской базы. Особое беспокойство вызывает тот факт, что это не обычные сезонные колебания активности пользователей, а достаточно устойчивый тренд.

А главной новостью полугодия, пожалуй, является приобретение «Укртелекома» компанией СКМ.

Рынок замер в ожидании консолидации. Часть крупных игроков приостановили активную экспансию, другие пытаются перекрыть серьезный отток абонентов за счет откровенного демпинга. Весь вопрос в том, сколько будет продолжаться ожидание, ибо страдают, в первую очередь, абоненты — новых услуг нет, и, похоже, не предвидится. Это смешно звучит, но классического TriplePlay (интернет, ТВ и телефония от одного провайдера. — Forbes), о котором все с пафосом рассказывали 2-3 года назад как о свершившемся факте, фактически нет ни у кого из топ-10. Зато стоимость доступа в сеть стремится «к нулю».

Ярослав Гуменюк, директор по маркетингу компании «Воля»

В следующем году по-прежнему будет расти уровень проникновения услуги интернет — в 2013 году уровень проникновения в Сеть в развитых странах превысил 70%, в то же время этот показатель в Украине приближается к 50%.

При этом стоит отметить снижение темпов прироста интернет-аудитории и рост объема трафика за счет развития контента. В 2014 году эта тенденция сохранится за счет более активного использования ОТТ-услуг (доставка телевизионного контента через интернет-канал. — Forbes), видео по запросу, облачных сервисов.

Роман Судольский, Анатолий Фроленков