«При пессимистическом сценарии, украинские экспортеры, как в свое время грузинские предприятия, должны будут активно искать новые рынки сбыта. В таких условиях нужны дополнительные оборотные средства, поэтому без новых кредитных средств не обойтись. Банки пойдут навстречу, понимая, что без этого многие предприятия-заемщики станут неплатежеспособными и, в конечном счете, увеличится проблемный портфель», — считает начальник управления рыночных и операционных рисков банка «Финансы и Кредит» Николай Войткив.
Как сообщалось, Федерация работодателей Украины заявила, что Федеральная таможенная служба России с 14 августа включила в перечень «рисковых» всех без исключения украинских импортеров. По подсчетам объединения, потери Украины от действий российской стороны могут достичь во втором полугодии $2-2,5 млрд. Советник президента Российской Федерации Сергей Глазьев считает, что проверка грузов на российско-украинской границе, в результате которой возникли трудности, является разовой акцией, но в случае подписания Украиной Соглашения об ассоциации с ЕС таможенное администрирование может быть ужесточено.
Казначей Авант-Банка Дмитрий Власов считает, что в сложившейся ситуации банки могут сыграть ключевую роль: получив должную финансовую поддержку, производители смогут не только удержать производственный процесс на плаву до завершения экономического противостояния между двумя странами, но и параллельно расширить географию рынков сбыта украинских товаров.
«У многих компаний давно налажен процесс производства и сбыта товаров в России. Сегодня эта схема ломается. Пока производители найдут альтернативные рынки сбыта, пройдет время. При этом необходимо как-то поддерживать производственный процесс — закупать сырье, платить налоги и зарплату. Дефицит оборотных средств неизбежен и вскоре экспортеры обратятся за дополнительными кредитами. В данном случае банкам необходимо поддержать отечественного производителя», — отметил он.
По его мнению, речь идет о предложении на рынке линейки продуктов с лояльными условиями — с более низким процентом, более длительными отсрочками выплат.
«Потери будут тем существеннее, чем выше доля экспорта в РФ. Доступность к заемным средствам у таких предприятий будет затруднена. У банков не будет другого выхода, кроме как поддержать таких заемщиков. Эта поддержка будет выражена вероятнее всего в пролонгации кредитов или снижении кредитной нагрузки на период, необходимый до урегулирования ситуации с экспортом», — считает первый заместитель главы правления Проминвестбанка Вячеслав Юткин.
При этом, по его мнению, риск-менеджеры банков при анализе кредитных рисков будут учитывать сложившиеся обстоятельства: маржа за риск в случае выдачи кредита отразится на процентной ставке не менее чем на 1,5-2 пункта.
Вместе с тем директор аналитической группы Da Vinci Анатолий Баронин выразил мнение, что для обеспечения поддержки украинских экспортеров необходимы оперативные меры со стороны финансового регулятора.
«Не думаю, что сами банки станут инициаторами помощи. Однако, если будет политическая воля Нацбанка и правительства, поддержка работающих на российский рынок предприятий может быть разработана и реализована, в частности, через программы специального временного кредитования, перекредитования, предоставление кредитов потребителям экспортной продукции», — отметил он.
При этом А.Баронин подчеркнул, что на сегодняшний день поставки украинских товаров в Россию не заблокированы: ведется сплошная таможенная проверка, которая лишь увеличивает срок пересечения российской границы.
«Несмотря на наличие рисков в отношении некоторых скоропортящихся товаров, говорить о полной блокаже мы не можем, а значит, и о значительных рисках для заемщиков», — отметил директор Da Vinci.
По его мнению, после того как Россия показала, что не может больше рассматриваться как надежный и предсказуемый партнер, украинские поставщики изменят тактику работы с учетом изменения сроков прохождения таможенного досмотра.
При этом эксперт предполагает, что ситуация не окажет существенного влияния на рост кредитных ставок.
Войткив считает, что повышение спроса на кредитные ресурсы приведет лишь к небольшому увеличению процентных ставок.
«Но если будет обеспечено дополнительное вливания средств в систему (например, со стороны Нацбанка путем рефинансирования), уровень ставок не изменится», — подчеркнул он.
При этом начальник управления рыночных и операционных рисков банка «Финансы и Кредит» отметил, что в структуре внешней торговли экспорт продукции украинских предприятий в РФ занимает достаточно большую долю (около 25%): торможение продаж товаров на российский рынок может очень серьезно повлиять на финансовое состояние многих предприятий-экспортеров.
«Если неофициальное эмбарго продлится не больше 1-1,5 месяцев — большинство отделается легким испугом. Если же ограничения не будут сняты — ряду предприятий не избежать существенных финансовых потерь в ближайшем году. В таком случаи пострадают не только экспортеры, но и другие контрагенты с которыми они работают, например, по закупке сырья», — пояснил банкир.
Впрочем, по его оценке, качество кредитного портфеля в случае затяжных осложнений ухудшится, но не критически. «Все же после 2008 года банки кредитуют предприятия более взвешено, с запасом прочности и учитывают возможные форс-мажорные ситуации, которые влияют на способность обслуживать кредитные средства», — подчеркнул он.
Относительно влияния ситуации на курс гривны участники опроса выразили мнение, что девальвационное давление возрастет, но национальная валюта может избежать существенного обесценивания.
«На курсе гривны это может сказаться незначительно и только в случае, если ситуация не будет урегулирована в течение продолжительного времени», — считает В.Юткин.
Войткив отметил, что уменьшение экспортной «российской» валютной выручки негативно повлияет на состояние платежного баланса и создаст дополнительное давление на курс гривны, но драматизировать ситуацию не стоит.
«Нельзя говорить, что дефицит валюты увеличится на сумму экспорта в РФ. Если доступ украинским товарам на российский рынок будет заблокирован на постоянной основе, вне сомнения ответные меры долго ждать не придется (за исключением критического импорта — газа) и дефицит валюты частично будет компенсирован уменьшением спроса на валюту со стороны импортеров», — прогнозирует он.
Баронин считает, что проблемы из-за торговли с РФ будут наблюдаться до конца ноября.
«После этого может быть открыт европейский рынок, и давление будет значительно снижено. В связи с этим я не думаю, что Россия сегодня способная обвалить национальную валюту Украины. Да, безусловно, давление возрастет. Но оно не будет критичным», — подчеркнул он.
При этом директор Da Vinci выразил мнение, что Киев получает хорошую возможность дополнительной финансовой и политической поддержки не только в ЕС, но и в США, для которых предоставление финансовой помощи для снижения экономического давления со стороны России не представляет никаких проблем.