«Антимонопольный комитет Украины рекомендовал операторам мобильной связи принять меры по получению согласия потребителей (абонентов) на изменения условий предоставления определенных видов услуг, в частности условий тарифных планов и дополнительных услуг… Комитет предоставил операторам мобильной связи обязательные для рассмотрения рекомендации, о результатах которых операторы должны сообщить в тридцатидневный срок», — сказано в нем.
Комитет отмечает, что в последнее время поступают многочисленные жалобы граждан на операторов рынка мобильной связи, в частности на три ведущие компании.
Ведомство провело расследование, результаты которого показали наличие неправомерных действий операторов мобильной связи.
Наиболее распространенными нарушениями были: повышение ежедневной и ежемесячной абонентских плат; необходимость пополнения счета на определенную сумму, как условие для восстановления возможности пользоваться всеми услугами; перевод на другой тарифный план без предварительного уведомления абонентов; повышение платы за соединение; установление мелодии вместо гудка без согласия абонентов и снятия с их счета платы за эту услугу.
АМКУ подчеркивает, что в обязанности операторов входит информирование граждан в средствах массовой информации и на своем сайте об изменениях тарифов не позднее, чем за семь календарных дней до их изменения.
«Два оператора заключают с такими абонентами публичные договоры, третий — договоры присоединения… Согласно этим договорам, операторам запрещается включать в договор положения, предусматривающие получение и/или уплату потребителем услуг, которые он не заказывал, а также положения, предусматривающие условия, ставящие стороны договора в неравное положение, ограничивая или ухудшая тем самым права потребителя», — объясняет комитет.
При этом АМКУ констатирует, что фактически потребитель не имеет возможности повлиять на условия, выставляемые операторами.
Комитет отмечает, что 3 ведущих мобильных оператора, в отношении которых имеются нарекания, занимают монопольное (доминирующее) положение на рынке услуг мобильной сотовой связи в течение 2012 года и 7 месяцев 2013 года.
По мнению АМКУ, действия указанных операторов в виде информирования абонентов лишь о намерении изменить условия предоставления услуг, в том числе тарифы, без согласования с действующими абонентами приводят к ущемлению интересов абонентов.
Напомним, операторы мобильной связи «Киевстар» и «Билайн», которые предоставляют услуги под брендом «Киевстар» оценили свою абонентскую базу, по состоянию на 30 июня, в 25,62 млн абонентов, «МТС Украина» (Киев) — в 21,59 млн (по состоянию на конец июня).