Легковушки для производственных нужд, авто премиум класса для топ-менеджеров, грузовики и автобусы для перевозок, сельхозтехника для аграриев — автокредитование никогда не перестает быть актуальным для малого и среднего бизнеса. Портал «Минфин» выяснил, на каких условиях эти займы выдаются сегодня.

Колеса в залог

Сейчас банки предлагают кредиты на авто для бизнесменов под 16-24% годовых сроком от 3 до 5 лет. Минимальная сумма займа, как правило, составляет от 100-150 тыс. гривен. Максимальная же сумма практически никогда не ограничивается, все зависит от потребностей и возможностей потенциальных заемщиков.

 На какие условия стоит ориентироваться нынче в украинских банках 

Название банка

Срок кредитования

% годовых

Требования к бизнесу

Аккордбанк

до 3 лет

24

предприятия с постоянными денежными потоками, не менее 500 тыс.грн. в месяц, сроком существования бизнеса  – больше 1 года

Еврогазбанк

до 2-3 лет

20-21

срок существования предприятия не менее 1 календарного года

Банк Национальный кредит

 

от 1 до 3 лет

24

обслуживаются в банке или планируют перейти на обслуживание, с направлением через свой текущий счет 100% денежных потоков от деятельности.

Приватбанк

5 лет

от 21

предприятия и предприниматели, которые используют другие продукты банка: расчетное обслуживания, зарплатные проекты, топливные карты и т.д.
 

Укрсиббанк

до 5 лет

16,9

приоритетны предприятия оптовой торговли, производители товаров, предприятия сферы услуг, розничной торговли и производственные предприятия

 

Банк Хрещатик

1-2 года

24-25

срок существования бизнеса от 2 лет

ПроКредит Банк

До 5 лет

20

существование бизнеса не менее 6 месяцев

 

Банки требуют от предпринимателя внесения первоначальной суммы в размере 30% от стоимости покупаемого транспорта. Чаще всего кредиты на автотранспорт обеспечиваются залогом авто, которое приобретается за счет кредитных средств. Но иногда может потребоваться и дополнительное обеспечение залога.

Предпочтение отдается клиентам, которые уже пользуются другими продуктами банка.  Бывает, и вовсе, что без наличия текущего счета в банке кредит на автотранспорт получить не удастся. Так же не стоит рассчитывать на кредит стартапам и предприятиям, которые работают меньше года, хотя некоторые банки урезают этот срок до 6 месяцев.

«Кредиты доступны   при наличии реального к выполнению бизнес-плана, стабильности ведения бизнеса более 1 календарного года, достаточной платежеспособности и кредитоспособности, хорошей деловой репутации и кредитной истории», уточняет Ирина Зюзина, начальник управления администрирования кредитных операций корпоративных клиентов банка «Хрещатик».

В более чем 70% случаев предприниматели приобретают новые автомобили. Наиболее популярны марки FIAT, Renault, Богдан, Skoda.

Платежеспособность бизнеса каждый банк оценивает по своей системе. В основном к обороту и прибыльности четких требований нет. Главное, чтобы  обслуживание и погашение кредита не приводило к убыточной деятельности предприятия.

Некоторые банки все же устанавливают граничный порог.  К примеру,  в «Аккордбанке» выдают кредиты на транспортные средства только предприятиям с постоянными денежными потоками, не менее 500 тыс. грн. в месяц.

Некоторые финучреждения выдают автокредиты, акцентируя внимание на род деятельности компаний. «В нашем банке приоритетными для финансирования являются  предприятия оптовой торговли разных  группы товаров. А так же предприятия сферы услуг (туристические, рекламные, транспортные, Интернет — бизнеса, мобильной связи), розничной торговли и производственные предприятия», — делится предпочтениями Роман Козумляк, старший менеджер  центра развития продуктов рынка среднего и малого бизнеса УкрСиббанка.

В принципе, помимо классического автокредитования, средства на ТС предприниматели могут получить и в рамках кредита на пополнение оборотных средств (овердрафт). Как отмечает начальник управления по работе с международными финорганизациями «Еврогазбанка» Роман Мартынюк, в этом случае можно получить всю сумму на покупку авто, а ставка составит от 20% -21% плюс разовые и/или ежемесячные комиссии (от 1%).

Сложности переходного этапа

Объемы автокредитования нынче оставляют желать лучшего. На спрос по таким займам влияет достаточно высокая стоимость кредитования и «низкая» платежеспособность  заемщиков. Определенную роль в развитии рынка сыграли также последние законодательные новшества: спецпошлины на иномарки и утилизационный сбор.

«Спрос на иномарки после введения новых пошлин  снизился незначительно. Изменение уровня цен на авто не должно  повлиять на стоимость кредитования автомобилей, сроки или размеры авансовых платежей», — заверяет Александр Голеня, начальник кредитного управления «Аккордбанка».

Влияние спецпошлин на МСБ носит ограниченный характер. Как отмечает начальник отдела технологии и создания продуктов МСБ банка «Национальный кредит» Станислав Рапач, для бизнеса более актуален грузовой и пассажирский транспорт, а спецпошлинызатрагивают легковые авто с объемом двигателя от 1 до 2,2 л.

Впрочем, на фоне не слишком активного кредитования банкирам это новшество отнюдь не по душе. «Прогнозы по оживлению или снижению активности на рынке автокредитованиясформировать трудно, поскольку неизвестна ситуация с спецпошлиной в ближайшем будущем», — отмечает Роман Мартынюк.

Что касается введения утилизационного сбора (с 1 сентября 2013 года), то в краткосрочной перспективе он может даже несколько увеличить спрос на автокредиты.  «Спрос упал это видно по общей динамике рынка, но сейчас ожидается августовский ажиотаж в связи с введением утилизационного сбора», — отметили в Приватбанке.

Автор: Татьяна Кривенко