Как сообщается на сайте Верховной Рады в пятницу, закон «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины об уплате экологического налога за утилизацию снятых с эксплуатации ТС» подписан главой государства 30 июля, а «Об утилизации снятых с эксплуатации транспортных средств» — 31 июля.
Как сообщалось, Верховная Рада 4 июля приняла законы об утилизационном налоге, величина которого для конкретного транспортного средства (ТС) рассчитывается с учетом базовых ставок и корректирующих коэффициентов, привязанных к объему двигателя и в зависимости от того, новое ТС или подержанное.
Базовая ставка налога для легковых автомобилей — 5,5 тыс. грн., на остальные ТС (автобусы, грузовые, грузопассажирские автомобили или спецавтомобили) она составляет 11 тыс. грн. При этом отечественные производители освобождаются от его уплаты под гарантии создания утилизационных мощностей.
С критикой этой инициативы Украины выступил Европейский Союз, который выразил надежду, что Украина сделает все возможное для того, чтобы этот закон не вступил в силу.
«Если Украина введет утилизационный сбор, это решение будет иметь очень серьезное влияние на наши двусторонние экономические отношения», — отметило представительство ЕС.
Украинские автоимпортеры выступили с критикой принятых законов, в частности, с учетом ряда недоработок и отсутствия четких критериев признания транспортных средств подлежащими снятию с эксплуатации и передаче на утилизацию.
Глава Госкомпредпринимательства Михаил Бродский также выступил против утилизационного налога в принятой законом редакции, отметив, что определяющим параметром для налогообложения должна быть масса автомобиля.
По мнению же украинских автопроизводителей, выразивших готовность создавать утилизационные центры, обязательная утилизация устаревших ТС создаст предпосылки для наращивания объемов производства на отечественных автозаводах, что приведет к росту работающих в отрасли и отчислений в бюджеты и соцфонды.
Между тем, Украина в связи с падением объемов автопроизводства присоединилась к консультациям, инициированным ЕС в рамках ВТО, по вопросу введения и действия утилизационного сбора на авто в России (введен с сентября 2012 года — ИФ), а также к запросу Японии на проведение таких консультаций.