Поезда Укрзалiзницi, большая часть которых досталась стране в наследство от СССР, сегодня шокируют пассажиров. По данным Координационного центра реализации экономических реформ при Президенте Украины, средний возраст отечественных пассажирских составов — 28 лет, в то время как, к примеру, российским в среднем чуть более 18. «Если в течение пяти лет не закупят новые пассажирские вагоны, то 95% нынешних будут подлежать списанию», — цитирует координатор центра Александра Каву.
Специфика украинского сервиса, хамство проводников и очереди за билетами, усугубляется разбитыми и нечищеными туалетами, изношенными и грязными сиденьями и полками, узкими проходами в вагонах и низкой шумоизоляцией.
Между тем, по данным Бориса Колесникова, экс-вице-премьера, бывшего министра транспорта и инфраструктуры, украинская железная дорога зарабатывает немалые средства от грузоперевозок — более 40 млрд гривен в год. Казалось бы, солидная сумма уходит на текущие расходы, а также на отчисления в бюджет (13,6 млрд гривен) и на покрытие убытков от пассажирских перевозок (8 млрд гривен). В результате на обновление парка ничего не остается, разводят руками в Укрзалізницi.
Впрочем, средства можно найти, если провести железную дорогу через чистилище реформы, уверены эксперты. Нынешняя схема работы и результаты подсчетов убытков и прибыли от товарных и пассажирских поездов в Укрзалізницi непрозрачны и размыты, что позволяет легко уводить заработанные средства в тень, добавляет последний существенный штрих к портрету ведомства Сергей Вовк, директор Центра транспортных стратегий.
Тем временем, чтобы свести концы с концами, Укрзалізниця объявила об очередном подорожании билетов на все виды пассажирских перевозок, кроме СВ и пригородных, на 10% с 16 июля и еще на 10% с 1 октября. По подсчетам компании, это принесет ей дополнительные 270 млн грн в течение текущего года. Однако этих средств едва ли хватит на обновление подвижного состава, говорят эксперты. Не слишком рассчитывает Укрзалізниця и на приобретение 200 новых вагонов, запланированное государственной программой Президента по развитию железных дорог. «В бюджете на них нет денег», — утверждает Павел Чекалов, заместитель гендиректора компании.
Эксперты уверены: железная дорога давно страдает и другими хроническими болезнями — тяжелыми формами воровства и коррупции. «На ремонт составов ежегодно выделяют миллионы гривен, — рассказывает Алексей, сотрудник администрации Укрзалiзницi, сам пожелавший пролить свет на финансовые сложности компании и попросивший не называть его фамилию в печати. — Но от целого вагона металла, предназначенного для ремонта, остается всего 10-20%, все остальное разворовывают». Немалые средства, по его словам, уходят «налево» и в ходе строительных работ и благоустройства: «Например, мусорная урна стоит 700 грн, а покупают за 3 тыс. гривен».