Исследователи Национальной геофизической обсерватории называют Северский Донец, Западный Буг, Днестр, а также притоки и водохранилища Днепра самыми грязными реками страны.

Например, пишет издание, в Западном Буге содержание азота превышает предельно допустимую концентрацию в 15 раз, а тяжелых металлов — в восемь раз. В притоках Днестра — Тысменице, Опире, Лимнице, Быстрице Надворнянской — соединений марганца больше нормы в 29 раз, а меди в 41.

Кроме того, в днепровских водохранилищах — Киевском, Каховском, Кременчугском и Днепродзержинском — оба эти элемента порой превышают норму уже в 80 раз. В притоках же Днепра — Припяти, Тетереве, Ирпене, Десне и других — содержание железа, марганца и меди превышает норму в некоторых случаях в 18, 57 и 40 раз соответственно.

В связи с этим медики предупреждают, что купание в такой воде может вызывать болезни кожи, а ее длительное употребление в пищу даже после очистки на водоканалах — поражение центральной нервной и сердечно-сосудистой систем, а также желудочно-кишечного тракта.

Грязные реки встречаются не только на востоке страны, но и на западе, а также и юге, экология которых лишь на первый взгляд безупречна. Замдиректора по мониторингу и технике Центральной геофизической обсерватории Леонид Табачный отмечает, что в каждом регионе свои источники загрязнения.

В Центральной Украине, где протекает Днепр, это минеральные удобрения, массово используемые в сельском хозяйстве, а Северский Донец губят нефтехимические комбинаты и шахты, а Западный Буг — канализационные стоки. «Чистых рек в Украине нет», — уверен директор Института коллоидной химии и химии воды НАН Украины Владислав Гончарук.

Неорганический мусор, особенно пластиковую посуду и строительные отходы, эксперты называют мощным химическим оружием. В процессе их разложения образуется фильтрат, проникающий в подземные водоносные горизонты, а оттуда через грунтовые воды — в поверхностные. В целом в 2011 году в реки, озера и водохранилища было сброшено более 7,7 млрд кубометров различных отходов, из которых очищенных было чуть больше половины.

В тот год в реки и озера попали гигантские порции сульфатов, хлоридов, нитритов, фосфатов, в том числе более 400 тысяч тонн нефтепродуктов, которых хватило бы для продолжительной работы крупной сети бензозаправок. Причем из этих же водоемов жители страны получают около 70% питьевой воды.