Нью-Йорк выбран неспроста. Американские суды уделяют много внимания делам, где речь идет о коррупции и использовании административного ресурса, говорит партнер юридической компании “Селепей, Волковецкий и партнеры» Андрей Селепей. В тексте иска говорится о связях Дмитрия Фирташа с Виктором Януковичем, вице-премьером Юрием Бойко и главой Администрации президента Сергеем Левочкиным.
В документе фигурируют Валерий Хорошковский, бывший временный администратор банка «Надра» Валентина Жуковская, начальник Главного следственного управления МВД Василий Фаринник.
Соответчик по иску — банк «Надра», который, по утверждению братьев, подконтролен Фирташу. Текст иска размещен на сайте суда. Братья Сегалы требуют от Фирташа и банка возместить ущерб с процентами, величину ущерба должен определить суд, говорится в иске.
Не по-братски
В чем история? В документе указано, что в 2007-2008 годах компания Сегалей «Каховка Пром Агро» взяла в банке «Надра» несколько кредитов для строительства маслоэкстрационного завода в Новой Каховке.
В 2008 году НБУ ввел в банк временную администрацию. В 2009-м Вадим Сегаль начал переговоры с представителями банка о реструктуризации долга. В июле 2009 банк и один из братьев достигли договоренности: братья Сегали выкупают проблемные кредиты (сумма не указана) за половину их стоимости минус $5 млн, говорится в сопроводительных документах к иску. Как значится в документе, эти условия выполены не были. Вместо этого, компания, аффилированная с банком «Надра», подала в Хозяйственный суд Киевской области, требуя погасить задолженность в размере $32 млн долга и уплатить штрафы.
В иске также сказано, что Фирташ якобы предложил братьям простить долги в обмен на 80% «Каховки Пром Агро» предприятия, но Сегали не согласились.
В апреле 2010 суд частично удовлетворил требования банка «Надра», обязав «Каховку Пром-Агро» выплатить более чем $32 млн. Суды высших инстанций подтвердили это решение. Компания Сегалей пыталась выплатить задолженность банку, но «Надра» всячески препятствовал погашению, не предоставлял реквизиты, необходимые для зачисления денег. Истцы считают, что такие действия банка были вызван желаением создать предлог для того, чтобы захватить активы «Каховки Пром Агро», следует из текста иска.
Захват ОАО «Каховка Пром-Агро»
В конце декабря 2010 воруженная группа из более чем ста человек, отдельные которых были сотрудниками службы охраны банка «Надра», якобы захватили завод в Новой Каховке.
В феврале 2011 Хозяйственный суд Донецка признал «Каховку Агро Пром» банкротом.
Оплата не прошла
У представителей «Надр» другая версия. После того, как в банке появилась временная администрация, на его официальном сайте был вывешен список злостных неплательщиков. Первыми в черном списке оказались компании братьев Сегалей и Игоря Еремеева. Бизнесмены долгое время не соглашались садиться за стол переговоров и тогда временный администратор банка Валентина Жуковская решила судиться с ними.
Осенью 2012 года в интервью Forbes Сегаль заявил, что в собственность «Надры» перешли несколько агрохозяйств, а также «Каховка Пром‑Агро». Валентина Жуковская тогда утверждала, что отчуждение залогов было нежеланием Сегалей реструктуризовать кредит — банк якобы предлагал бизнесменам отсрочить погашение кредита на десять лет.
Братья и банк
Братья Вадим и Илья Сегали в Украине известны как бывшие бенефициары банка «Надра». Когда один из братьев рассказывал, что Сегали некторое время опосредованно владели контрольным пакетом финучреждения.
По их приглашению руководителем банка стал Игорь Гиленко. В октябре 2009 года прокуратура возбудила против Гиленко уголовное дело, обвинив в хищении средств, а также злоупотреблениях при выдаче кредитов. Банкир до сих пор находится в розыске.
По данным иска, Фирташ ложно обвинил Сегалей в сговоре с Гиленко — и спровоцировал включение Сегалей в «красный список» Интерпола. Согласно информации официального сайта Вадима Сегаля, он был вынужден выехать из Украины в США в июне 2011 года «в связи с преследованием со стороны коррумпированных украинских официальных лиц».
Какие ваши доказательства?
Почему Нью-Йорк, а не Лондон, где Виктор Пинчук собирается судиться с земляками из «Привата»? «Право штата Нью-Йорк позволяет обязать ответчиков предоставлять суду любые документы, которые могут быть как на руку, так и во вред интересам ответчика, — рассуждает координатор практики разрешения споров юридической компании Cameron McKenna Сергей Гришко. — Кроме того, оно позволяет взыскивать значительные суммы убытков».
«Истцам будет очень сложно доказать обстоятельства, на которые они ссылаются», — прогнозирует Андрей Селепей. В тексте иска Сегали привели несколько ссылок об устных договоренности с менеджерами Фирташа и самим бизнесменом, но есть только один документ, подтверждющий факт договоренности. «Обосновать подсудность этого дела нью-йоркскому суду истцу будет непросто: утверждаемые факты мошенничества якобы имели место в Украине, ответчики также украинские граждане и компании», - соглашается Гришко.
Вадим Сегаль в резкой форме отказался от любого общения с прессой. В Group DF Фирташа не захотели отвечать на вопросы, связанные с подачей иска и изложенной в его тексте информации. Но в компании забеспокоились. «Плохой знак. Не исключено, что суд может принять решения в пользу истцов», — считает знакомый с ситуацией топ-менеджер Group DF, просивший не упоминать его имени.
Севгиль Мусаева, Александр Акименко