В последнее время власти все же начали декларировать готовность переходить от фиксированного курса к модели «таргетирования инфляции». Другими словами, к модели, в которой курс гривны является плавающим и зависит от экономической конъюнктуры. В России, к примеру, данная модель реализована.
Основным преимуществом «таргетирования» является сохранение стабильности потребительских цен, а это, в свою очередь, означает сохранение покупательной способности денег. Стабильная стоимость потребительских товаров более привлекательна для населения, чем изменения валютного курса на несколько процентов, и это очевидно.
Основным преимуществом политики таргетирования инфляции является сохранение стабильности потребительских цен, а это, в свою очередь, означает сохранение покупательной способности денег. Стабильная стоимость потребительских товаров более привлекательна для населения, чем изменения валютного курса на несколько процентов.
В чем еще состоит ценность данной валютно-курсовой модели? В возможности адекватного реагирования на показатели торгового баланса. Наблюдается торговый профицит — гривна укрепляется, а если все наоборот, и зашкаливать начинает импорт — нацвалюта ослабляется, что стимулирует экспорт и устраняет торговый дисбаланс.
Необходимо отметить, что если искусственно не фиксировать курс валюты, то колебания будут незначительными и малозаметными для населения, что позволит сохранить гармоничные отношения бизнеса с экономикой.
Совсем по-другому дело обстоит в случае с фиксированным курсом. Если курс удерживается неестественным для экономики способом, экономика генерирует дисбаланс, который в свою очередь порождает девальвацию/ревальвацию и/или шоковые изменения курса.
В Украине были такие прецеденты и в 90-х годах, и в недалеком 2008 году. Резкие изменения валютного курса всегда губительно сказывались на национальной экономике. При этом страдал как бизнес, так и население. «Валютные» заемщики в Украине до сих пор расхлебывают последствия обвала гривны в 2008 году.
Несмотря на все преимущества, модель таргетирования инфляции длительное время не внедрялась в Украине. Почему? Да потому, что в структуре инфляции в Украине большой удельный вес занимает немонетарный компонент. Денежно-кредитные механизмы НБУ не помогут удержать инфляцию, если тарифы на ЖКХ или цена на российский газ резко вырастут.
Таким образом, для внедрения модели таргетирования инфляции украинская экономика нуждается в проведении ряда структурных изменений. Речь идет о реформировании того же сектора ЖКХ, пенсионной системы, и прочее. Другое дело, что для многих изменений пока просто нет политической воли.
Но в любом случае продолжение политики фиксированного курса ни к чему хорошему привести не может. И призывы «зафиксировать курс гривны на законодательном уровне» с целью «уничтожения спекулянтов» выглядят чудаковато, ведь спекулятивные настроения на наличном рынке сейчас отсутствуют.
В свою очередь любая административная регуляция цены на что-либо создает «черный рынок», который впоследствии действительно крайне сложно уничтожить. Многие помнят 90-е годы, когда наряду с «фиксированным» курсом НБУ параллельно существовал ряд «других» валютных курсов, отличающихся от «фиксированного» на десятки процентов. Именно такая система была идеальной для коррупции, черного рынка и спекулянтов.
Наталья Швец