Среди крупных сетей указаны «Сильпо» и «Фора» (обе входят в Fozzy Group), «АТБ-маркет», Auchan, «Фуршет» и Metro C&C. Всего на долю 18 компаний приходится 80% розничного рынка Киева (данные на сентябрь 2011 года). Получить комментарии в АМКУ изданию не удалось.
Комитет обвиняет ритейлеров в том, что правила, установленные ими для работы с поставщиками, привели к росту цен на продукты. В сообщении говорится, что, согласно данным Госстата, на протяжении 2010-2011 гг. индекс потребительских цен вырос только на 13,5%. Тогда как в розничных сетях Киева рост цен на основные продукты питания составлял 22-38%, а на некоторые продукты на 50-70%.
В ведомстве уверены, что подорожание было спровоцировано тем, что ритейлеры требовали от поставщиков оплаты различных дополнительных услуг (реклама, бонусы и прочее), которые составляют 5-10% от стоимости поставленного товара. Кроме того, компании требовали от поставщиков оплаты товара с отсрочкой, которая могла достигать до 120 дней. «Это фактически является беспроцентным кредитованием сетей за счет поставщиков»,- отмечается в документе.
Ритейлеры опровергают обвинения в свой адрес.
«Наша торговая сеть, как, думаю, и многие другие торговые сети, не повышала торговые наценки. Все изменения цен, которые происходили, были вызваны изменениями закупочных цен у поставщиков»,- утверждает начальник отдела по связям с общественностью корпорации АТБ (сеть «АТБ-маркет») Анна Личман.
Партнер юридической фирмы Integrites Александр Алексеенко, знакомый с позицией одного из ритейлеров, указанных в документах АМКУ, говорит, что претензии комитета весьма спорные.
«В согласованности действий можно подозревать компании из практически любой отрасли. Многие услуги у разных компаний стоят примерно одинаково, а значит их потенциально можно обвинять в сговоре»,- отмечает он.
Официально поставщики опровергают существование подобных требований от сетей. «Никогда не сталкивались с действиями ритейлеров, о которых говорит АМКУ. Наша компания работает с топ-10 крупными сетями и с каждой из них у нас абсолютно разные условия»,- говорит директор по работе с ключевыми клиентами компании Carlsberg Ukraine Валерий Числов. Но менеджер одного из производителей продуктов питания на правах анонимности подтвердил, что подобные требования действительно существуют на рынке.
«По этим правилам многие сети работают и сейчас. Например, в нашей компании маркетинговые отчисления составляют около 2 млн грн в год. Из них 50% затрат — это наши прямые договоры с сетями, еще 50% — это всевозможные негласные бонусы за продаваемый товар»,- говорит собеседник издания.
Доказать согласованность действий АМКУ будет сложно, отмечают опрошенные изданием юристы. «Сложность квалификации заключается в необходимости доказать согласованный характер таких действий. К тому же ведомству необходимо будет опровергнуть доводы компаний о наличии объективных экономических причин для поднятия цен»,- отмечает партнер юридической компании Arzinger Лана Синичкина. По ее словам, скорей всего АМКУ ограничится рекомендациями и обязательствами со стороны компаний по осуществлению определенных действий для устранения (недопущения в будущем) нарушений.