О первом случае вспышки АЧС в одном из личных подсобных хозяйств Белгородской области сообщили вчера в российском ветеринарном ведомстве. Белгородская область, согласно данным Россельхознадзора, стала 13-м регионом, в котором обнаружен вирус АЧС, и 3-й за последнюю неделю областью, зафиксировавшей очаг заболевания. «Развитие АЧС приняло угрожающие масштабы. Вирус обнаружен в регионе, на который приходится 22% от общего объема производства свинины в РФ, причем промышленного производства»,— говорит глава национальной мясной ассоциации Сергей Юшин.
По данным, зараженное личное подсобное хозяйство находится неподалеку от свинокомплексов, входящих в холдинги «Агро-Белогорье» и «Белгородский бекон». Впрочем, опрошенные «Ъ» крупные производители не видят серьезной опасности попадания вируса на их предприятия благодаря принятым защитным мерам. По словам одного из белгородских производителей, «свиней страхуют поголовно».
Украина уже ввела ряд ограничений в связи со вспышкой заболевания в России и Белоруссии — еще с начала мая в страну не ввозится белорусская свинина и живые животные, а с начала июля фактически не осуществляется транзит через украинскую территорию российского зерна из-за опасности переноса заболевания.
Африканская чума свиней — вирусное заболевание, поражающее домашних и диких свиней (кабанов). Согласно международной классификации заразных болезней животных, АЧС относится к высокой категории опасности (список А), так как против нее нет вакцины и лекарств. Не передается человеку.
На прошлой неделе ситуация с АЧС в России была вынесена на правительственный уровень. В пятницу вице-премьер Аркадий Дворкович провел селекторное совещание с регионами по данному вопросу. По итогам мероприятия минсельхозу РФ в двухнедельный срок поручено подготовить предложения по борьбе с АЧС. На сегодня общий ущерб от ликвидации последствий заболевания оценивается в $919 млн.
В Россельхознадзоре уверены, что лучшим способом борьбы с АЧС станет восстановление целостности ветеринарной службы РФ. «Если бы ветслужба была единой, то болезнь не получила бы такого распространения. Ситуация уходит корнями в 2004 год, когда в рамках первой административной реформы она (ветслужба.—»Ъ«) была разделена на федеральную (подчиняется минсельхозу) и субъектовую (подчиняется губернаторам)»,— говорит пресс-секретарь ведомства Алексей Алексеенко. По его словам, во многих регионах, особенно в северокавказских республиках, вспышки заболевания замалчивались, поскольку местные власти не хотели отчитываться в центр о падении поголовья.