В 2011-2012 гг. средняя разница в цене фьючерсов на нефть сортов WTI и Brent составляла $16,69. Но в последние недели WTI стала быстро дорожать, и спрэд сократился до менее $2. Однако это сближение цен уже несет в себе предпосылки будущего снижения цены WTI.
До 2011 г. именно WTI считалась главным мировым эталонным сортом нефти, и ее цена обычно немного превышала цену Brent. Затем WTI заметно подешевела. Дело в том, что существовавшая в США система транспортировки нефти не была рассчитана на рост объемов добычи нефти на сланцевых месторождениях и из нефтеносного песка. Нефть из Канады и с месторождений Среднего Запада США стекалась в главный нефтяной терминал в Кушинге, штат Оклахома, но оттуда не всегда могла быть оперативно доставлена южнее, на нефтеперерабатывающие заводы на берегах Мексиканского залива. Следствием этого стало увеличение запасов сырой нефти в Кушинге до 50 млн баррелей в этом году против 31 млн баррелей в 2009 г. Именно эти излишки препятствовали росту цены WTI, тогда как цена Brent колебалась под воздействием соотношения между глобальным спросом и предложением.
С начала года цена WTI выросла на 14%, но этот рост отражает не динамику глобального спроса и предложения (цена Brent за тот же период снизилась), а улучшение ситуации с перекачкой нефти из Кушинга. Ввод в эксплуатацию нового трубопровода и дополнительных перерабатывающих мощностей облегчил доставку нефти к побережью, где она может быть продана по цене, близкой к мировой. Кроме того, наводнения в Канаде и замедление роста добычи нефти в США способствовали сокращению поставок. С конца мая запасы нефти в Кушинге снизились на 3 млн баррелей. А за период с 22 июня по 5 июля общий объем коммерческих запасов нефти на территории США сократился на 22 млн баррелей.
Сегодня WTI стоит $105,2 за баррель (+0,3%), Brent — $108,3 (+0,5%).
Однако проблема затоваривания полностью не решена. «Узкое место» просто переместилось южнее, из Кушинга на берега Мексиканского залива, где расположены НПЗ. Экспорт сырой нефти из США по-прежнему практически запрещен, а ограничения не позволяют танкерам заходить в другие порты страны.
Сейчас прибрежные НПЗ могут переработать дополнительную нефть, поступающую с месторождений на территории США. Она может заменить импорт легкой, низкосернистой нефти объемом 250 000 — 300 000 баррелей в сутки. Однако ожидаемый объем поставок нефти на побережье весьма велик. По данным Macquarie, совокупная мощность всех планируемых к вводу в эксплуатацию в период с 2013 г. по 2015 г. трубопроводов, соединяющих месторождения в США с побережьем залива, составляет почти 7 млн баррелей в сутки. Даже если не все проекты будут реализованы, это все равно очень много.
После того как вся импортная легкая нефть будет замещена поставками с внутренних месторождений, местной нефти придется конкурировать с импортными тяжелыми сортами. Обычно они дешевле, например, в последние три года нефть сорта Maya стоила в среднем на $12 за баррель меньше, чем Brent.
Чтобы WTI могла конкурировать с импортной тяжелой нефтью, ее цена должна опять снизиться. Давление на цену WTI усилится, если будут построены трубопроводы, по которым на побережье Мексиканского залива пойдет тяжелая нефть из Канады. Возвращение к спрэду между WTI и Brent на уровне $20 за баррель и выше маловероятно, скорее разница будет составлять $8-15.
Дальнейшему росту WTI препятствует и тот факт, что, несмотря на недавнее сокращение, объем коммерческих запасов нефти в США остается высоким. Их хватит почти на 60 дней потребления (в середине июня этот показатель равнялся 61 дню, это максимум за последние 20 лет). Запасы нефти в Европе также растут, импорт нефти в Китай в I полугодии 2013 г. снизился в годовом выражении. А добыча нефти в США после недавнего затишья возобновила рост. Все это препятствовало повышению цены на Brent.