В распоряжении оказались данные аудированной финансовой отчетности медиагруппы United Media Holding (UMH) за 2012 год. Последний раз компания публиковала финансовые показатели за 2010 год, с тех пор ее выручка выросла на 34,6%, до $151,6 млн, EBITDA — на 86,8%, до $28,7 млн, а чистая прибыль — более чем в 13 раз, до 16,3 млн грн.
В холдинге такую динамику объясняют в первую очередь ростом бизнеса. В 2011 году UMH совместно с Петром Порошенко купил радиостанцию «Наше радио» и издательский дом KP Media (журнал «Корреспондент», сайт korrespondent.net и портал bigmir.net), получил контроль над интернет-порталом i.ua, запустил ежемесячный журнал Forbes.
В июне этого года основной акционер UMH Борис Ложкин объявил о продаже 98% холдинга группе компаний ВЕТЭК, официальным владельцем которой является харьковский бизнесмен Сергей Курченко. В интервью Forbes господин Курченко заявил, что уже перечислил в рамках расчета за UMH половину суммы — $170-175 млн. Таким образом, сумма сделки составляет $340-350 млн, а с учетом ранее озвученного господином Ложкиным долга компании — $70 млн — весь актив был оценен в $410-420 млн. Источник в UMH отмечает, что размер второго транша от ВЕТЭК зависит от финпоказателей медиагруппы по итогам 2013 года и достижения договоренностей по выкупу долей у миноритариев в отдельных проектах, однако признает, что вышеназванная сумма близка к реальной.
Таким образом, ВЕТЭК оценила UMH, исходя из мультипликатора 14,2-14,6 к EBITDA — необычно высокого как для медиаактивов, так и для украинского рынка M&A, говорит глава аналитического департамента ИК Eavex Capital Дмитрий Чурин. Для сравнения: российская «СТС Медиа», управляющая более маржинальными, чем пресса и радио, телеканалами, в последние месяцы торгуется на NASDAQ по мультипликатору примерно 8 EBITDA за 2012 год.
«Мультипликатор 14 характерен для быстрорастущих рынков или сегментов, например для интернет-компаний»,— рассказал бывший учредитель «Студии 1+1» Александр Роднянский. В 2008 году он продал 30% медиагруппы «1+1» американской CME за почти $220 млн — вся компания была оценена практически в 38,5 EBITDA. В портфеле UMH действительно много интернет-проектов, по данным группы, их охват аудитории достигает 50%. Долю интернет-бизнеса в структуре выручки компания не раскрывает, по информации источника, она не превышает 25%.
Высокая стоимость UMH может быть обусловлена сильными позициями холдинга на рынке печатной прессы (первое место по охвату аудитории в Украине; данные TNS Ukraine) и радио (второе место; GfK Ukraine), предполагает господин Чурин. Хотя, по оценкам рекламных агентств, доходы печатной прессы от размещения рекламы в I полугодии упали на 30-35%, а доходы радио показали нулевую динамику.
Высокая оценка UMH могла бы повлиять на оценку других украинских медиа-активов, считают участники рынка. «Но вряд ли кто-то еще сможет претендовать на такой высокий мультипликатор к EBITDA,— отмечает миноритарный акционер издательства „Экономика“ Игорь Ляшенко.— Хотя бы потому, что мало у кого EBITDA больше нуля».
На практике украинские медиа-активы никогда не оценивались согласно рыночным показателям, говорит Александр Роднянский, напоминая о покупке Дмитрием Фирташем и Сергеем Левочкиным медиагруппы «Интер» в начале этого года. Тогда официальная стоимость сделки составила $2,5 млрд, в то время как участники рынка, учитывая рекламные доходы, оценивали группу не более чем в $900 млн. «Медиахолдинги продаются и покупаются, исходя из их политического или бизнес-влияния. Все очень зависит от желания покупателя приобрести именно тот или иной актив»,— полагает господин Роднянский.