Со временем KFC планирует продолжить развитие в крупнейших городах Украины: Харькове, Одессе, Донецке, Днепропетровске, Запорожье и Львове. В последнем, успевшем снискать славу западной гастростолицы страны, уже есть сети быстрого питания, специализирующиеся на курятине, например, Chicken Hut. Есть подобные рестораны и в других крупных городах — например, в Киеве представлены «Крила» и McFoxy. Есть ли шансы у нового игрока завоевать существенную долю рынка?
Куриные бои
KFC — не первая иностранная сеть, пытавшаяся закрепиться на украинском рынке. В середине нулевых в Киеве открылись три точки российского «Ростикс», управлением которыми занималась компания «Росинтер». Но они просуществовали недолго, так и не став популярным рестораном быстрого питания. По мнению Ольги Насоновой, генерального директора компании «Ресторанный консалтинг», основная причина неудачи «Ростикса» — попытка сэкономить. Владельцам не удалось удержать качество на должном уровне, и спрос на их услуги быстро упал.KFC — не первая иностранная сеть, пытавшаяся закрепиться на украинском рынке.
Похожая история произошла и с сетью украинского происхождения McFoxy. Еще при запуске сеть во многом скопировала формат McDonald’s: внешний вид ресторанов, меню. Но, в отличие от американских гамбургеров, продукция McFoxy дешевле. Сеть хорошо заявила о себе в 2008-2009 годах, но, как только начала экспансию в регионы, у нее также возникла проблема с развитием. «Примерно через год после открытия некоторые рестораторы начинают активную борьбу за снижение себестоимости блюд, — поясняет Насонова. - Неадекватное стремление сэкономить приводит к смерти заведения».
Владельцы McFoxy Алексей Котковский и Михаил Рябый пока не смогли повторить успех американской сети на украинском рынке. Как показывает практика, далеко не все конкуренты могут удержать качество на достаточно высоком уровне. Пока это более или менее удается только «Крилам» — ресторану, открытому Юрием Косюком, совладельцем агрохолдинга МХП. Впрочем, и в этом случае их дальнейшее развитие напрямую зависит от двух факторов — будут ли руководители ориентироваться на качественные продукты и постоянно работать с меню. Если учесть, что проблемы с поставками вряд ли возникнут (МХП — крупнейший производитель курятины в Украине), то перспективы проекта вполне радужные. Вопрос только в том, смогут ли эти рестораны существенно повлиять на расстановку сил на рынке, где первенство принадлежит американскому фастфуду.
McDonald’s — первый и крупнейший игрок в сегменте ресторанов быстрого питания. Компании, которые заходили в столицу после 1995 года, были вынуждены, так или иначе, конкурировать с американским гигантом. По разным оценкам, на данный момент McDonald’s занимает от 40 до 70% рынка классических фастфудов Киева, который денежном выражении, по подсчетам Ольги Насоновой, занимает около 900 млн грн.
Игорь Корниенко, руководитель сети фастфудов «Крила», полагает, что McDonald’s контролирует около 50% всего киевского рынка всех ресторанов быстрого питания в денежном выражении. Рестораны быстрого питания с меню украинской кухни, такие как «Пузата Хата», занимают около 15%, все остальные — менее 35%.
Но если говорить только про McDonald’s, KFC, «Крила», McFoxy и стрит фуд, то здесь соотношение несколько иное — McDonald’s занимает 70%, а все остальные — 30%.
За последние 3-5 лет рынок общественного питания вырос. Это произошло, в основном, благодаря увеличению посещаемости сетевых ресторанов. Рост в сегменте заведений быстрого обслуживания происходит как за счет перехода в него посетителей, ранее выбиравших более дорогие заведения, так и за счет тех, кто предпочитал более дешевые заведения, включая стрит-фуд.
По мнению большинства игроков, этот сегмент еще далек от насыщения. «У рынка есть потенциал роста, как минимум на уровне 100% в ближайшие пять лет. Бизнес-привлекательность Украины остается одной из самых высоких в Европе с точки зрения долгосрочных инвестиций», — считает Андрей Лукьяненко, старший директор по развитию бизнеса «МакДональдз Юкрейн ЛТД». Чуть менее оптимистично настроен руководитель «Крил». По мнению Игоря Корниенко, при данном положении вещей резких изменений, а так же «перекоса» в сторону каких-то других операторов ждать не следует.
Высокий потенциал
Перспективы KFC пока весьма неопределенны. С одной стороны, сами франчайзинговые партнеры уверены в грядущем успехе. «У бренда KFC есть все основания для того, чтобы в ближайшем будущем стать лидером на рынке ресторанов быстрого обслуживания», — заявляет Алла Мигловец, старший менеджер по маркетингу компании Yum! Restaurants International Russia&CIS. С другой стороны, игроки рынка пока не рассматривают их в качестве серьезных конкурентов. «Уверен, как бы ни активизировались конкуренты, мы сохраним лидерские позиции», — говорит старший директор по развитию бизнеса «МакДональдз Юкрейн ЛТД».
Игорь Корниенко придерживается схожего мнения. «KFC в какой-то степени является нашим конкурентом, однако о его развитии говорить тяжело, поскольку наш рынок очень отличается от российского, и уж тем более от американского. Но при правильном подходе к бизнесу небольшой «кусок» продаж у «МакДональдз» они могут отобрать — думаю процентов 25», — говорит он. Генеральный директор «Ресторанного консалтинга» оценивает перспективы KFC как конкурента «МакДональдз» достаточно пессимистично. «При активном развитии они смогут «отхватить» 10% рыночной доли», — говорит Насонова. Ее скепсис можно понять: сложно представить, что кому-то удастся повторить успех американской сети. Ежедневно 75 ресторанов в 22 городах Украины обслуживают около 400 тыс. посетителей.
Если сравнивать количественные показатели этих двух сетей, то в первый день работы ресторан KFC в ТЦ Ocean Plaza посетило более 2 тыс. клиентов, а за первую неделю уже насчитывалось более 20 тыс. чеков. Данные о количестве посетителей за последний месяц в компании не предоставили, заявив лишь, что интерес к ресторану не пропадает и с каждым днем гостей становится все больше. Для сравнения, посещаемость McDonald’s, расположенного на фудкорте того же торгового центра, — 4 тыс. посетителей в день.
Но если стоимость открытия американского фастфуда составляет $2-3 млн, то KFC обходится существенно дешевле — от $700 тыс. Это усредненный показатель для ресторанов, расположенных вне фудкортов.
Угадать, удастся ли KFC воплотить амбициозные планы, достаточно сложно. По словам Ольги Насоновой, преимуществом этой сети является франшиза и жестко прописанная технология приготовления курятины. Поскольку в Украине проблем с этим продуктом нет — с начала года было произведено 1,2 млн тонн мяса — у Kentucky Fried Chicken есть шанс нарастить долю рынка при постоянном увеличении количества ресторанов. Особенно, если учесть, что «МакДональдз Юкрейн ЛТД» пока не готова продавать франшизу в нашей стране и развивает сеть своими силами.
Яна Беседа