«Государство получило инструмент, позволяющий более жестко контролировать крупный бизнес, и можно ожидать, что доходы бюджета увеличатся», — сказал Диденко.
Вместе с тем, он отметил, что роста доходов в долгосрочной перспективе может и не произойти, если применение новых правил окажется излишне обременительными для бизнеса. «Доходы бюджета зависят не только от закона о трансфертном ценообразовании, а и от таких факторов, как инвестиционный климат и экономическая ситуация в стране и в мире», — добавил Диденко.
Напомним, Верховная Рада 4 июля приняла правительственный законопроект №2515 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины о трансфертном ценообразовании». Если Президент Виктор Янукович подпишет данный закон, он вступит в силу с 1 сентября 2013 г.
Отметим, что, по словам министра доходов и сборов Александра Клименко, принятие этого закона принесет бюджету дополнительно 20 млрд грн в течение трех лет. В ходе доработки законопроекта ко второму чтению Миндоходов отстояло практически все принципиальные положения документа. В частности, в нем сохранилась норма о контроле внутренних операций, которую резко критиковал профильный комитет ВР. Депутатам
удалось сузить такой контроль до предприятий, которые являются убыточными или имеют налоговые льготы.
Также закон предполагает контроль над ценообразованием операций с резидентами всех стран, где уровень налога на прибыль минимум на 5% ниже, чем в Украине, а не только с резидентами оффшоров, как предлагали многие депутаты. Сохранен также нижний порог
контролируемый операций в размере 50 млн грн и определение связанных лиц, которое многие депутаты критиковали за излишнюю широту и нечеткость.
Премьер-министр Николай Азаров заявлял, что принятие такого закона сделает невозможной утечку капитала из страны, уточнив при этом, что речь идет о намеренном занижении цен при экспорте товаров.
С 2013 г. вступил в силу раздел Налогового кодекса об обычных ценах, вводящий механизм контроля операций для предотвращения возможных потерь бюджета от реализации товаров связанным предприятиям по нерыночным ценам. В то же время он содержит лишь общие принципы такого контроля, тогда как закон должен их детализировать и конкретизировать.