Проведение конкурса на передачу в концессию имущественного комплекса ГП «Международный аэропорт „Борисполь“» сейчас нецелесообразно, заявил вчера журналистам на брифинге министр инфраструктуры Владимир Козак. По его словам, предложений со стороны потенциальных концессионеров нет: «Мы пока не объявляли конкурс, и в ближайшее время мы этот вопрос поднимать не станем. Нет необходимости делать это»,— отметил министр. Господин Козак также подчеркнул, что инициатива передавать аэропорт в концессию исходила не от него. В пресс-службе аэропорта «Борисполь» не стали комментировать заявление министра, но подчеркнули, что вопрос концессии находится в компетенции Мининфраструктуры.
Кабинет министров принял решение передать «Борисполь» в концессию в сентябре прошлого года. «Предприятие не имеет достаточного количества собственных средств, и, учитывая его долговую нагрузку, наиболее реальный вариант развития аэропорта — привлечение частного инвестора»,— объясняли тогда в министерстве. Планировалось, что будущий инвестор направит не менее 2,3 млрд грн на развитие инфраструктуры и осуществит выплаты по долгам аэропорта в размере 4,8 млрд грн. Сам аэропорт при этом является прибыльным — по итогам прошлого года он получил 410 млн грн чистой прибыли (-30%).
Потенциально интерес к аэропорту у инвесторов был — о нем заявляли в компаниях Fraport, Airport de Paris и Vienna Airport. Базовые перевозчики — «АэроСвит» и «Международные авиалинии Украины» (МАУ) — также интересовались этим вопросом и даже заявили, что начали консультации с международными операторами аэропортов относительно их участия в конкурсе и возможном консорциуме. Президент МАУ Юрий Мирошников вчера отказался комментировать решение министерства: «Позиция компании может быть в отношении чего-то конкретного, а идея концессии так и не обрела конкретики, поэтому нет и комментариев в отношении отказа от нее».
Передача аэропорта в концессию — это была идея Бориса Колесникова, занимавшего ранее пост вице-премьера и министра инфраструктуры, утверждает источник, близкий к администрации президента. «Сейчас заниматься концессией никто не станет — проблем будет больше, чем выгоды. Населению сложно объяснить, почему построенную фактически за госсредства инфраструктуру отдают частному инвестору»,— объяснил он.
Борис Колесников, занимающий сейчас пост председателя парламентского комитета по транспорту и связи, считает, что отказ от концессии — минус для развития аэропорта. «Существует огромное количество бюрократических препятствий для развития „Борисполя“.
Например, для того чтобы открыть в аэропорту какое-то кафе или магазин, необходимо согласие Фонда госимущества, которое сложно получить из-за бюрократической процедуры»,— объясняет он. По словам господина Колесникова, с частным концессионером было бы проще договариваться:
«Государство не должно управлять такими активами, как аэропорт „Борисполь“, потому что это будет тормозить его развитие». Так, терминал D нужно перестраивать, поскольку сейчас в нем нет необходимой аэропорту трансферной зоны. «Поэтому мы искали концессионера, который сможет достроить 34 тыс. кв. м, организовав смешанные зоны в аэропорту. Если у государства есть возможность и средства реализовать этот проект самостоятельно, то проблем нет. Но я не думаю, что это случится»,— объяснил Борис Колесников.
С ним соглашается и генеральный директор авиакомпании Windrose Владимир Каменчук: «Мировая практика показывает, что аэропорты лучше и быстрее развиваются, если находятся в частной, а не государственной собственности. Частный собственник способен не только предоставлять более качественный сервис и услуги, но и более оперативно исправлять какие-то недостатки, реагировать на потребности пассажиров и авиаперевозчиков». Господин Каменчук напоминает, что в терминале D аэропорта до сих пор недостаточно пунктов приема пищи и магазинов беспошлинной торговли.