На протяжении января-мая 2013 г. населением страны уплачено за жилищно-коммунальные услуги 19,7 млрд грн. (103,4% начисленных за этот период сумм). Среди регионов наивысший уровень оплаты за жилищно-коммунальные услуги наблюдался в Закарпатской, Львовской, Сумской и Черкасской обл. (118,4-110,6%), самый низкий — в Харьковской, Волынской обл. и Автономной Республике Крым и Севастополе (97,9-99,0 %).
Средние начисления за жилищно-коммунальные услуги на одного владельца лицевого счета в мае 2013 г. по сравнению с соответствующим периодом 2012 г. увеличились на 6,5% и с учетом электроэнергии (из расчета 150 кВт.ч) составляли 254,2 грн.
В мае 2013 г. имели долг за 3 месяца и больше: за централизованное отопление и горячее водоснабжение — 28,7% владельцев лицевых счетов, содержание домов и сооружений и придомовых территорий — 21,3%, вывоз бытовых отходов — 20,2%, централизованное водоснабжение и водоотвод — 18,8%, газоснабжение — 18%.
На протяжении января-мая 2013 г. населением оплачено за электроэнергию 5 млрд 3,7 млн грн (150,8% начисленных за этот период сумм).
Среди регионов наивысший уровень оплаты электроснабжения наблюдался в Одесской, Киевской, Закарпатской обл. и в Севастополе (232,4-201,3% с учетом погашения долгов предыдущих периодов), самый низкий — в Черниговской и Сумской обл. (83,7-96,5%).
Задолженность населения по оплате электроэнергии на конец мая 2013 г. составляла 2 млрд 881,3 млн грн.
В январе-мае 2013 г. с населением было заключено 32,5 тыс. договоров о погашении реструктуризированной задолженности. Общая сумма, на которую были заключены договоры в части погашения реструктуризированной задолженности, составляла 109,0 млн грн, а сумма внесенных платежей с учетом долгосрочных договоров составила 69,9 млн грн. С начала действия постановления по погашению реструктуризированной задолженности (июль 2003 г.) и по настоящее время было заключено 3,1919 млн договоров на сумму 2 млрд 878,8 млн грн. Сумма внесенных платежей составила 2 млрд 10,1 млн грн.
Отметим, что в связи с возобновлением переговоров Украины с Международным валютным фондом (МВФ), который, среди прочего, требует повысить тарифы на газ для потребителей, Кабмин настроен на полное выполнение требований МВФ путем внедрения дифференцированного подхода к формированию тарифов в сфере ЖКХ. Это означает, что, решая вопрос цен на газ, правительство может повысить расценки только для высокообеспеченных слоев общества, которые живут в больших домах и квартирах и, соответственно, используют «голубое золото» в больших количествах. Что же касается социально уязвимых категорий населения, то, выполняя требования МВФ, Кабмин, наоборот, планирует увеличить субсидии и расширить круг их получателей.
Кроме того, Министерство регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства предлагает начислять пеню в размере 0,1% суммы долга за каждый день просрочки платы за жилищно-коммунальные услуги. Предлагается установить, что, в случае несвоевременного внесения платы за жилищно-коммунальные услуги, потребитель обязан будет платить пеню в размере 0,1% суммы просроченного платежа, которая начисляется за каждый день просрочки, но не более 100% суммы долга.
Предполагается, что начисление пени будет начинаться со дня, следующего за последним днем предельного срока внесения платы за ЖКУ. Предельным сроком внесения платы за ЖКУ является 20 число месяца, следующего за расчетным.